ОАО «Самарский речной порт»

В том месте, где река, подарившая свое имя городу, впадает в Волгу, где за много веков до наших современников Святитель земли Древнерусской Алексий предрек великое будущее славного города, ныне расположено большое, непростое хозяйство Самарского речного порта. Сегодняшнее ОАО «Самарский речной порт» имеет не безинтересную историю, полную и падений, и взлетов.

Начало современному высокотехнологичному производству было положено еще в первые годы 19 века, когда в Самаре было несколько небольших казенных пристаней и пристаней купеческих обществ. С развитием капитализма в России Самара в конце 19 века становится важным транспортным узлом. Здесь территориально сходятся торговые пути с югом страны и государствами Средней Азии, через Самару проходят дороги с Урала и Дальнего Востока, отсюда грузовые потоки уходят в центр страны и далее, в Европу. Акционерные судовые компании конца 19 начала 20 веков осуществляли перевозку значительного объема грузов. Река становится важной артерией и в пассажирских перевозках. Революция и Гражданская война, последующие за ними разруха и экономическая нестабильность на время снизили грузопотоки. Но с проводимой в 30-е годы индустриализацией поток грузов по реке резко возрос, а в Самаре в 1934 году была введена первая очередь деревянного речного вокзала, который отличался высокой архитектурой деревянного зодчества и который служил речными воротами города вплоть до 1971 года. Именно тогда было построено здание речного вокзала с причальной стенкой длиной 605 метров, позволяющего принимать пассажирские суда как транзитных, так и местных линий. В 1948 году куйбышевская пристань получила статус речного порта и с того момента началась его новая история.

В 1966 году началось строительство современного порта, а через два года, порт в его нынешнем виде был сдан в эксплуатацию. Центральная грузовая стенка в Самаре имеет длину 419 метров и 4 причала. Кроме того, в ведении Самарского речного порта грузовая стенка на участке Верхний Мол (в районе улицы Молодогвардейская) имеет длину 312 метров и 2 причала. Филиал в Сызрани – 330 метров и три причала. Все грузовые причалы имеют гарантированную глубину 4 метра, что позволяет принимать суда любой грузоподъемности класса «река-море».

Основное предназначение порта – выполнение разгрузочно-погрузочных и складских работ с реки на берег, с берега на реку во взаимосвязи с водным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Для этого в порт подведены железнодорожные пути, автомобильные дороги с асфальтовым покрытием. Порт оснащен современной механизированной техникой, позволяющей вести круглогодично(!) работы по приему, транспортировке и хранению грузов. В их числе девять портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 27,5 тонн. Гордостью предприятия является кран «Деррик», его грузоподъемность 100 тонн.


Самыми успешными в истории порта оказались семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века. В те годы объем грузопереработки достигал 21 миллион тонн в год. Кормилица — Волга во славу «работала» на хозяйство страны, в период навигации порт принимал и отправлял до 70 тысяч контейнеров. В собственности порта было 15 белоснежных судов на воздушных крыльях – «Метеоров», осуществлявших перевозку пассажиров по маршрутам Куйбышев – Саратов, Куйбышев – Ульяновск, Куйбышев – Казань и др. Тогда же были открыты 24 пристани по внутриобластным перевозкам, действующие и сегодня. Общее число сотрудников порта, объединяющих грузовую и пассажирскую службы достигало 2100 человек.

Годы перестройки, развал Союза и экономическая нестабильность больно ударили и по материальной базе предприятия, и по его людям. К сожалению, пришлось расстаться со скоростными судами – их использование стало экономически невыгодно. Снизился грузопоток на главной артерии страны. Порт потерял возможность пополнять свой флот из-за дороговизны судов.

Самарский речной порт был акционирован в ноябре 1993 года и перед его коллективом встала задача обеспечить устойчивую жизнедеятельность родного предприятия. В первую очередь, была изменена схема работы приписного флота. Порт начал осуществлять перевозки грузов (соли технической, щебеночной продукции, леса) за пределами Самарской области по реке Волге до Астрахани и Москвы, по Каме до Соликамска, по Дону до Ростова. Продолжалась перевозка и поставка для предприятий города и области речного песка, щебня и других грузов. В последние годы ОАО «Самарский речной порт» получило условия для нового возрождения. Подобно сказочной птице «Феникс», возрожденной из пепла, акционерное общество год от года увеличивает объемы грузоперевозок. Если в 2001 году переработка всех грузов, включая речной песок, соль, серу металлический лом составляла 3803 тысяч тонн, то в нынешнем году эти показатели приблизились к 5 млн т. В 2004 году порт открыл новую грузовую линию по перевозке металлопроката из Череповца до Ростова-на-Дону, увеличен грузопоток из стран СНГ и дальнего зарубежья. Порт, как и прежде, продолжает являться воротами в большой мир, экономически связан с пятью морями. За последние годы в порт ежегодно прибывают до 3-х десятков судов типа «река-море», которые доставляют в город, область, другие регионы России и страны СНГ различные импортные грузы. В то же время на экспорт отправляются кокс, сера, металлический лом. Как в порт, так и из порта отправляются и прибывают грузы с Балтийского, Каспийского, Белого, Черного и Азовского морей. Иные идут далее на Средиземное море. Средствами порта осуществляется и масштабная реновация судов, их текущий и капитальный ремонт, для чего существует своя материально-техническая база как береговая, так и на воде, плавучая ремонтно-механическая мастерская на реке Самара. Открытие новых грузопотоков, увеличение объемов обработки грузов позволяет работникам порта с уверенностью смотреть в будущее. Ведь сегодня порт достиг стабилизации своего финансового состояния. В настоящее время руководством порта ведутся переговоры на предмет объединения усилий разрозненных в начале перестройки портов в части приобретения плавсредств – жизнь требует, что предприятие и его дальнейшее развитие немыслимо без материального перевооружения. В портах это, прежде всего, новые суда. Но какой бы не была материально-техническая база, грош ей цена без образованных специалистов. «Кадры решают все»,- говорили ранее и не ошибались руководители страны. В Самарском речном порту – стабильный, работоспособный коллектив. Это и капитаны речных судов, и матросы, докеры и инженеры, люди разных профессий, без которых невозможна жизнь стратегического предприятия, каковым и является порт. Здесь гордятся Анатолием Федоровичем Сориным, капитаном теплохода «Волгарь-23», Андреем Вячеславовичем Елягиным, пошедшим по стопам отца в капитаны. Это бригадир комплексной бригады Ф. Елизаров, заместитель начальника отдела грузовых перевозок В. Сергеев. И многие другие, мастера своего дела, перечисление фамилий и имен которых не позволяет объем публикации. С августа 2003 года генеральным директором предприятия становится А.В.Мошков. С тех пор на предприятии стало правилом получать своевременную заработную плату, оперативно решаются социальные вопросы трудящихся, труженики могут пользоваться путевками в санатории и здравницы, львиную долю расходов за которые несет порт. Стало хорошей традицией чествовать ветеранов, участников Великой Отечественной войны в дни памятных дат. Участники войны и труженики порта совершают путешествия по Волге на средства, выделяемые родным предприятием. А от работников требуется лишь одно – умение хорошо трудиться. Работать с полной самоотдачей, и в этом залог успеха Самарского речного порта.

Материал 2006 года

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.