Валентина Константиновна Парамонова

почетный гражданин г. Самары

Впервые электрический трамвай появился в Самаре в 1915 году, заменив конку, тем самым вдохнув в город новое ощущение жизни и движения и, бесспорно, сыграв большую роль в развитии города. С тех пор многое изменилось — передвижение горожан стало более быстрым и удобным, прокладывались новые пути, расширялся вагонный парк. В самой Самаре были спроектированы некоторые оригинальные виды трамваев — грузовой, снегоуборочный, а также двухвагонный трамвай — прообраз тех, что ездят в городе сейчас. Использовались даже трехвагонные поезда, но со временем они исчезли с рельсов.

 

Не изменилось лишь одно — в кабине трамвая по-прежнему занимает место обыкновенный человек, а не машина. И мало кто задумывается о значимости такой профессии как водитель трамвая, а, между тем, она является одной из ведущих. Ведь благодаря старанию вагоновожатого обеспечивается в первую очередь безопасное передвижение пассажиров на одном из основных видов городского транспорта.

 

Валентина Константиновна Парамонова без малого полвека отдала трамвайно-троллейбусному управлению города, пройдя путь от ученика кондуктора до водителя трамвая. Освоила семь модификаций трамвая, в свое время водила по городу деревянные вагоны, одной из первых начала управлять чешской «Татрой». Она — одна из немногих в ТТУ вагоновожатых, которым доверяли водить трамвайные поезда, состоящие из трех вагонов.

 

За доблестный труд, активное участие в обучении и воспитании молодых специалистов и общественно-политическую деятельность Валентина Константиновна в советское время удостоена высоких государственных наград и званий: Ордена Ленина и Ордена Трудовой Славы III степени.

 

В 1987 году ей присвоили звание «Почетный гражданин города Самары». А в 1995 за высокие достижения в многолетнем труде она была награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который получила из рук Президента России. И немаловажная деталь: Валентина Константиновна — единственная среди многотысячной армии коллег не только в ТТУ г.о. Самара, но и по всей России удостоена столь высокой, уже российской, государственной награды.

 

«Я всегда любила и люблю свою работу», — вот те слова, что дают ответы на многие вопросы. Например, почему Валентина Константиновна, женщина-водитель трамвая, получила столь большое количество наград и благодарностей за успехи на трудовом поприще, почему она вызывает такое уважение у многих людей, знакомых и коллег, почему, наконец, Валентина Константиновна продолжает вот уже свыше 48 лет работать на этой ответственной, требующей выносливости и недюжинного терпения, должности.

 

Все началось в 1960г. Именно тогда 19-летняя Валентина получила права водителя трамвая. С того момента и определилась ее дальнейшая судьба. Но вернемся на несколько лет ранее.


 

Она родилась 13 августа 1940 года в совхозе «Культура» Кошкинского района Куйбышевской области. После окончания школы работала дояркой в родном совхозе. Одаренная прекрасным голосом, активно участвующая в самодеятельности, в то время подумывала о поступлении в музыкальное училище. С этой целью Валентина отправилась в Москву к тете. Но вот только жизнь распорядилась иначе. Невыносимая разлука с любимой матерью, огромное расстояние от родного дома — все это вынудило ее принять новое решение: уехать в г.Куйбышев, откуда она могла часто навещать своих близких. Как решила, так и сделала.

 

Узнав о том, что ТТУ предоставляет места в общежитии, девушка в сентябре 1960г. устроилась работать кондуктором трамвая. Однако ненадолго: спустя четыре месяца, по совету коллег, она начала обучаться на водителя трамвая и уже 21 мая получила права.

 

Очень заботливое отношение к пассажирам, вежливость и высокий профессионализм. Так коллеги характеризуют эту скромную женщину как работника. Руководство заметило ее старание и, не дождавшись окончания даже первого рабочего года, стало направлять ей учеников.

 

В то время по трамвайным рельсам еще двигались трехвагонные составы. Толпы людей, в том числе огромные коллективы рабочих с заводов, буквально полностью заполняли вагоны. Нетрудно представить, какая царила обстановка в транспорте. Но помимо того, что Валентина Константиновна управляла трамваем, ей удавалось наводить порядок среди пассажиров. Впрочем, как и сейчас. Она не может безразлично относиться к тому, например, что молодежь не уступает места женщинам с детьми, или, что пожилые люди с трудом вносят свои тяжелые сумки. При каждом удобном случае Валентина Константиновна сама помогает таким людям. Пассажиры звонят и пишут в депо, выражая благодарность за ее отзывчивое и чуткое отношение к пассажирам.

 

Но не всегда доброта вознаграждается подобным образом. Ведь простое человеческое сострадание зачастую не совпадает с инструкцией. Был случай и у Валентины Константиновны, когда она самолично приостановила движение трамвая дольше положенного на остановке ради запаздывающей немощной старушки. К сожалению, свидетелем данного «нарушения» стал ревизор ТТУ, не преминувший сделать предупреждение водителю. Стоит отметить, что за всю долгую работу к Валентине Константиновне первый и последний раз применили столь строгую санкцию.

 

Валентина Константиновна как была «впереди идущей», так и осталась ею. Ведь заслужить благодарность, внимание, уважение — непросто, но не менее сложно сохранить их. Как показывают факты, Валентине Константиновне это удалось. Лучшим доказательством является то, что она, изо дня в день, поддерживая и оправдывая все полученные ею звания и награды, также преодолевает километры, помогает горожанам жить и работать. В общем, остается тем же лучшим водителем трамвая в ТТУ, как и прежде.

 

Высочайшая трудовая и человеческая репутация В.К. Парамоновой — результат добросовестного долголетнего труда, активного участия в трудовом и нравственном воспитании молодого поколения трамвайщиков.

 

«Не жизнь у меня была, а сплошная трамвайная линия. И все у меня было по любви, по согласию — и в семье, и на работе» — так характеризует Валентина Константиновна свою жизнь.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.