Михайло-Архангельская церковь Похвистневского района

СВЯТЫЕ КЛЮЧИ ЖИВИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИ

Митрофорный протоиерей Павел Алексахин (1919 — 2008 гг.),

Михайло-Архангельская церковь Похвистневского района

Есть в России святые места. От них веет благодатью, теплом и радушием. Соприкосновение с ними возрождает в человеке множество светлых чувств и эмоций. Один из таких святых уголков расположен в Похвистневском районе Самарской области. Село Красные Ключи и его «сердце и душа» – Михайло-Архангельская церковь стали местом паломничества верующих из многих уголков нашей страны.

Сотни и тысячи паломников приезжают в это благословенное место, преодолевая огромные расстояния, для того, чтобы в очередной раз окунуться в атмосферу святости, а также получить чудодейственную помощь в духовном и телесном исцелении от нетленных мощей святого праведного Петра Чагринского ( в миру Петр Иванович Колпаков ).

Еще при жизни обычный крестьянин, родившийся в селе Чагры Самарской губернии, исцелял болезни, изгонял бесов, был праведником и добродетелем. За это он снискал любовь у народа, а через 75 лет после кончины был канонизирован Русской Православной Церковью, как местночтимый святой Самарской земли в лике праведных. 24 июня 2000 года Высокопреосвященный Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский совершил чин прославления первого самарского святого. С тех пор чудотворные нетленные мощи Петра Чагринского покоятся в раке Михайло-Архангельской церкви. По словам паломников, после поклонения святым мощам словно происходит перерождение их душ. Люди озаряются истинным стремлением изменить свою жизнь, проникаются желанием жить так, как завещал Господь. За прошедшие годы собрано более 1 500 свидетельств о чудесах по молитвам к святому.

Еще одним благодатным местом села Красные Ключи является святой источник в честь Архангела Михаила, воды которого также обладают целительной силой.

Сегодня, наблюдая за большим числом паломников, трудно поверить в то, что еще несколько десятилетий назад о существовании населенного пункта знало сравнительно небольшое число людей. Вплоть до февраля 1918 года это село на берегу левого притока Большого Кинеля, именовалось Архангельскими Ключами, по названию местной православной церкви, освященной в 1770 году в честь Архистратига Михаила Архангела. В 70-х годах XIX века на месте старой обветшалой церквушки вырос большой деревянный храм. Его более чем вековая история, связанная неразрывными узами с событиями, происходившими в стране, вместила в себя много драматических моментов. В 30-е годы XX века Михайло-Архангельской церкви коснулись атеистические гонения на религию. Именно тогда был расстрелян священник храма и отправлены в лагеря несколько церковнослужителей, колокол-благовест сброшен со звонницы и разбит, а храм на пять лет превращен в колхозное зернохранилище. Только благодаря усилиям и мужеству жителей села Михайло-Архангельская церковь уцелела и радует свою паству и поныне. Так, они отважно защищали ее от варваров, по ночам с вилами охраняли от возможного поджога, и даже совершили поездку в конце 30-х годов прошлого века к председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину, добившись в итоге восстановления своего любимого храма.

Но истинное возрождение святыни началось в 60-х годах прошлого века – с назначением на должность настоятеля церкви священника Павла Алексахина. Благодаря усилиям батюшки неотапливаемый бедный храм превратился в красавицу-церковь со стенами нежно-голубого цвета, богатым внутренним убранством (сияющий позолотой иконостас, великолепная роспись стен, множество икон). За многолетнюю активную подвижническую и проповедническую деятельность, отзывчивость, душевную теплоту и мудрые советы отец Павел заслужил уважение и любовь у верующих.


Отец Павел (в миру – Павел Васильевич Алексахин) родился 11 декабря 1919 года в селе Иссянгулово Оренбургской области. Он был шестым ребенком в бедной крестьянской семье. Когда старшие с утра уходили работать в поле, шестилетний «хозяин» оставался один – накормит кур, подметет двор, никуда не уходит, сидит и ждет их возвращения. Соседи встречают их: «Идите, вон ваш «старик» сидит». Был ребенком смирным и трудолюбивым.

Знаменателен рассказанный отцом Павлом случай из его школьного детства. Двенадцатилетним мальчиком с другими сельскими ребятишками он ходил за двадцать километров в школу. Однажды ему пришлось идти одному. Он идет и думает: «Есть ли Бог?» И сам себе отвечает: «Если Бога нет, то – ладно. А если Он есть?! Нет, лучше я все буду делать хорошо!». Вот это «все делать хорошо!» – ради Бога – он пронес через всю свою жизнь.

В 1936 г. окончил Чкаловское педучилище. В 1936 – 40 гг. работал учителем на Оренбуржье. В 1940 г. был призван в РККА, на Украину. С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне. В 1941 г., получив тяжелую контузию в одном из боев под Полтавой, в бессознательном состоянии попал в плен. Оказавшись в труднейшем положении, сумел выжить сам и всеми силами помогал пережить неволю, голод и болезни своим соотечественникам. В 1945 г. в немецком городе Любек освобожден английскими войсками. Вернувшись на Родину и демобилизовавшись, с 1945 по 1954 годы работал учителем, затем заведующим школой. Он очень любил свою работу и детей, умел заинтересовать их. Дети отвечали ему своей искренней любовью. Женился на верующей трудолюбивой женщине Надежде, вместе они вырастили дочь и сына.

В 1954 г. по благословению старца Сергия Космирова поступил в Саратовскую Духовную семинарию. Проучившись в семинарии два года, 8 июля 1956 г. был рукоположен в сан священника Преосвященным Митрофаном, епископом Куйбышевским и Сызранским. Послужной список отца Павла неразрывно связан с Куйбышевской (затем – Самарской) епархией. В период с 1956 по 1962 г.г. он служил в церквях с. Заплавное Борского района, с. Владимировка Хворостянского района, с. Кинель-Черкассы. С 1962 года отец Павел стал настоятелем Михаило-Архангельского храма с. Красные Ключи, а в 1986 году был уволен за штат по болезни.

Тем не менее все последующие годы батюшка продолжал активно участвовать в жизни прихода: принимал с разными вопросами множество людей, был их духовным наставником и молитвенником. Всегда был в самой гуще событий. Постоянную заботу проявлял о хозяйственном благополучии прихода, безукоризненном благолепии храма и его территории, оказывал постоянную помощь монастырям и приходам, а также людям, находящимся в нужде.

Неоднократно отец Павел награждался грамотами правящего архиерея и Святейшего Патриарха за усердные труды во славу Святой Церкви, в августе 1997 г. удостоен правом ношения посоха, в апреле 2002 г. – ордена святого преподобного Сергия Радонежского III степени, а в апреле 2006 г. – ордена святого преподобного Серафима Саровского III степени.

В октябре 1997 г. отец Павел был принят в Российской Союз профессиональных литераторов (РСПЛ) за серию написанных и изданных книг – житий подвижников христианского благочестия на самарской земле. В 1997 г. он стал лауреатом литературного конкурса Самарской региональной организации РСПЛ по разделу «духовная литература». В ноябре 1998 г. получил грамоту РСПЛ за большой вклад в дело создания и укрепления Самарской региональной организации. В июле 1999 г. священнику Павлу Алексахину присвоено звание «Почетный гражданин Похвистневского района» – первому в районе.

Отец Павел обладал редким даром сочувствия – чужую боль и беду он принимал по-отечески близко, как свою. Кого сегодня удивишь рассказом о пьющем родственнике, плохих семейных отношениях или перенесенной несправедливости? Батюшка же терял покой и сон после очередного доверенного ему человеческого несчастья.

Многие духовные ученики отца Павла по его благословению стали священнослужителями, некоторые приняли обет монашества. Один из учеников – нынешний настоятель храма священник Георгий Аношкин – рассказывает, что отец Павел сам пел в организованном им церковном хоре, ежедневно трижды (утром, вечером и ночью) прочитывал большие поминания и, вплоть до своей смерти присутствовал практически на всех богослужениях. Земной путь отца Павла закончился рано утром 7 апреля 2008 года на светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Но память о нем и обновленный, именно благодаря его стараниям, сельский храм – символ мира, добра, любви и взаимопонимания – продолжают помогать жителям села и многочисленным паломникам соприкасаться со своими духовными корнями.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.