Свято-Вознесенский сызранский мужской монастырь
Святая обитель Сызранского края
Игумен Марк (Алексеев), настоятель Свято-Вознесенского сызранского мужского монастыря
«Идет ветер к югу, и переходит к северу,
кружится, кружится на ходу своем,
и возвращается на круги своя.»
Библия, Екк. 1,6.
До революции 1917 года территорией Свято-Вознесенского монастыря заканчивалась Сызрань. Звон колоколов с Монастырской горы разносился по всему городу, завораживая слух мирных граждан. Купола церквей поблескивали на солнце. Со всех сторон хорошо просматривались его каменные стены и изящные церкви. Архитектура монастыря во многом украшала облик небольшого волжского городка. Но главное, монастырь был надежным форпостом как в мирской, так и в духовной жизни горожан.
Свято-Вознесенский сызранский мужской монастырь почти ровесник городу, который был основан в 1683 году по типу многих русских городов-крепостей, охранявших тогда главную водную артерию государства — Волгу — и прилегающие к ней новые земли от набегов кочевников. Основными жителями строившейся крепости Сызрань были служивые люди православного вероисповедания, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест. «Многие из солдат, — как свидетельствуют хроники тех лет, — были стары и дряхлы и по старости лет усердно желали постричься в иноческий чин». Пятнадцать солдат и сержантов во главе со старцем Кириллом направили тогда челобитную царям Петру и Иоанну Алексеевичам за благословением на строительство монастыря близ города Сызрани, дабы, как они утверждали, «престарелым солдатам не умереть без покаяния». Благословение было получено. И почти сразу же после возведения Кремля в 1685 году к северо-востоку от него за рекой Сызран, в месте впадения реки Крымзы был образован мужской Вознесенский монастырь. Там и продолжил свое служение, только теперь уже не на поле брани, а в монастырских кельях бывший служивый люд.
Монастырь занял выгодное сторожевое положение на подходе к городу по большой Саратовской дороге. Благоустройство его территории продолжалось до конца XIX века. Самый большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин. При нем в 1855 году Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего разряда в первый, было построено большинство зданий и подсобных помещений. Пятиглавый каменный, холодный Вознесенский храм, главный купол которого украшал позолоченный крест; игуменский дом с домовой церковью, освященный в честь св. Петра и Павла; братский корпус, а также одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. Именно в период его наместничества церковь Вознесения Господня, где хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. За примерную жизнь и за свои труды в течение 16-летнего управления монастырем отец Августин в 1862 году получил орден св. Анны, а годами ранее стал кавалером наперсного креста.
Вообще конец XIX начало XX века — это период расцвета монастыря. Владения его были немалыми — 35 тысяч десятин. Немногочисленная братия в количестве 30 человек умело управлялась с огромным хозяйством. На территории размещалась самая крупная в губернии мельница, имевшая 27 поставов, находились хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. Обитель имела свою библиотеку, насчитывающую около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Библиотека постоянно пополнялась духовной литературой. При ней находился архив, где хранились копии указов и грамот с 1776 года. Вознесенский монастырь являлся и местом первого некрополя города. По сохранившимся архивным данным на монастырском кладбище были захоронены многие священнослужители, а также знатные и почетные жители города: князья Урусовы, Сызранский городской глава Алексей Иванович Леднев, наместники монастыря архимандрит Августин и архимандрит Антоний, игуменья Мария… В Феодоровском храме погребена Екатерина Ивановна Дмитриева, родная сестра поэта и министра юстиции Ивана Ивановича Дмитриева.
История монастыря прервалась в 1928 году. С приходом новой власти все его владения были национализированы и отошли городу. В храме Вознесения Господня разместился клуб. В Феодоровской церкви — водонапорная башня, гараж, а затем склад. Печальна участь и монастырского кладбища: оно было разорено и закатано в асфальт. На его месте построили заводские корпуса. Сегодня о бывших монастырских владениях напоминает лишь название современного микрорайона Монгора — Монастырская гора.
Но все возвращается на круги своя. После празднования тысячелетия Крещения Руси по всей стране началось возрождение храмов и монастырей, возвращение их в лоно Русской Православной Церкви. В 1993 году благодаря стараниям протоиерея Григория Коберника вышло постановление о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Православной Церкви. А 24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь осветил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. Это и стало началом нового летоисчисления Свято-Вознесенского мужского монастыря.
В 1998 году с благословения Владыки пришел в обитель иеромонах Марк. Родом он из Сызрани, и для него было естественным желание послужить святому делу — восстановлению древнейшего для этих мест монастыря. В 2002 году Священным Синодом он был утвержден на должность настоятеля, а в 2004 архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Настоятель монастыря принял самое активное участие в возрождении Сызранской святыни. Отец Марк лично руководит всеми реставрационно-строительными работами. За небольшой промежуток времени новой истории обители сделано немало. На действующем Вознесенском храме установлен новый купол, внутри церкви продолжаются реставрационные работы, установлен новый иконостас и новое паникадило. Отремонтированы два братских корпуса, игуменский дом. С помощью городского и областного бюджетов ведется реставрация Феодоровского храма. На территории монастыря разбит парк. Для всех желающих открыты двери православной библиотеки, в фонде которой три тысячи книг, из них редких около двухсот томов. Помимо благоустройства территории обители, братия во главе с настоятелем принимают самое активное участие в разных городских мероприятиях социальной направленности. В течение 6 лет Свято-Вознесенский монастырь является одним из учредителей ежегодного окружного творческого конкурса «Русь моя родная». В прошлом году его участниками стали 728 детей от 6 до 18 лет из Сызрани, Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов. Ста победителям были вручены ценные подарки. Регулярно проводятся кирилло-мефодиевские чтения. На подворье монастыря в прошлом году впервые был проведен вместе с министерством культуры Самарской области фестиваль русской песни, в котором приняли участие многие коллективы. По мнению очевидцев, это было незабываемое зрелище: на природе, в осенении крестов песни звучали по-новому. Иеромонахи посещают больных в центральной больнице, больнице №2, в реабилитационном отделении городского наркологического диспансера. Проводят духовно-попечительскую работу в специальном коррекционном детском доме, занятия по предмету «Основы православной культуры» в школах города, частной школе «Кристалл», реабилитационном отделении для детей с ограниченными возможностями. А также совершают многие другие благодеяния, помогая и словом, и делом. И хотя до полноценной жизни обители еще далеко — не решены территориальные вопросы, не хватает средств на реставрационные работы, в духовной помощи здесь никому не отказывают. Помогают людям обрести правильные жизненные ориентиры. Число прихожан, которое с каждым годом возрастает, вселяет надежду, что дорога к этой обители уже никогда не зарастет.
Комментарии закрыты.