Самарский Иверский женский монастырь

История нашего государства на протяжении тысячелетия тесно переплеталась с историей религии. Причем российское православие имело и до сих пор сохраняет свои уникальные черты. Эти особенности выявляются при изучении истории развития России. Можно привести яркий пример, отмечаемый многими историками: длительное время Московское княжество подчинялось Константинопольской церковной юрисдикции и воспринимало себя почти провинцией Византии. В условиях отхода от Византии народов, ранее живших в ее пределах, Русь сохранила преданность православию, решительно поддерживая руководство византийской церкви. Конечно, со временем число верующих значительно уменьшилось, и это связано с изменениями условий жизни. Но нельзя отрицать тот факт, что в последние годы православная церковь начала играть более активную роль в жизни нашей страны. Начался возврат владенией и реликвий, отобранных у церкви в советское время. В Самаре ярким примером этого процесса стало возрождение Иверского женского монастыря.

Живописно расположенный на склоне крутого волжского берега, Самарский Иверский женский монастырь являлся центром духовной жизни дореволюционной Самары. Он был создан по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 года подали прошение об открытии в Самаре женской общины епископу Симбирскому Феодотию для «противодействия расколу и молоканской ереси». Молокане, будучи христианами, не признавали священников и храмов и совершали богослужения в обычных жилых домах под руководством выборных пресвитеров.

Община была основана в Самаре 12 октября 1850 года. Первоначально она располагалась на улице Мечетной — ныне Самарской. Затем самарские купцы И.Н.Синягин и М.Н.Назаров пожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Средства на устройство общины самарцы собирали по подписке.

С 12 марта 1855 года император Николай I утвердил образование в Самаре женской общины, которую назвали Иверской, исполняя желание Е.И. Марихиной, пожертвовавшей в новую обитель фамильную икону Божией Матери «Иверская» в драгоценной золотой ризе. В первые четыре года существования общины в ней было только три небольших корпуса, в которых помещались молитвенная часовня и жилые помещения. В сентябре 1858 года преосвященным Феофилом был заложен каменный храм с колокольней и двумя приделами, с северной стороны — во имя преподобного Сергия Радонежского, с южной — во имя апостолов Петра и Павла.

В августе 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. За неделю до этого было совершено пострижение в монашество будущей настоятельницы монастыря Марии Яновой (из мещан г. Самары) под именем Маргариты. В день открытия настоятельница была возведена в сан игуменьи.

Монастырь не получал денежных субсидий из казны на свое содержание. Поэтому с первых лет существования обители в ней была открыта целая сеть всевозможных мастерских: золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплетная, башмачная и др. На доходы от этих мастерских и на частные пожертвования жил и развивался монастырь. Игуменья Маргарита, прослужив около 25 лет, в июле 1874 года ушла на покой по состоянию здоровья. За время своего служения она очень много сделала для становления обители. При ней был отстроен и освящен первый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Был заложен и частично отстроен Сретенский храм.


С 1874 года начальницей в монастыре становится игуменья Антонина, которая, будучи отличной золотошвейкой, лично принимала участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары сражались за независимость Болгарии от турецкого ига, оно стало символом единства славянских народов. При вручении Самарского знамени 18 мая 1877 года третьей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что оно прислано болгарам от лица всей русской земли. После освобождения Болгарии знамя установили в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена Самаре в 1981 году. Сейчас она хранится в Самарском краеведческом музее имени П. В. Алабина.

В 1882 году возвели монастырскую колокольню с въездными воротами, над которыми расположился небольшой храм во имя святителя Николая. Начало строительства колокольни положил житель города И.В. Жуков, пожертвовавший монастырю сто тысяч штук кирпича и 1000 рублей. Его примеру последовали и другие производители кирпича. В том же году в монастыре был заложен новый теплый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. После постройки в нем разместилась монастырская библиотека. В сентябре 1889 г. в обители открылась церковноприходская школа для девочек и при ней — приют для девочек-сирот.

К 1890 году Иверский монастырь стал настоящим городком, в его стенах наряду с храмами было десять жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня, каменная баня и прачечная, погреба. К югу от Иверской церкви находилось нижнее кладбище. Здесь были захоронения многих известных в Самаре людей: городского головы П. В. Алабина с женой, дочерьми и сыном, городского архитектора А. А. Щербачева, князя Л. С. Кугушева, героя обороны Севастополя генерала И. П. Голева, отца писателя А. Н. Толстого — графа Н. А. Толстого, внука декабриста Ивана Анненкова. На кладбище покоились останки родовых князей Урусовых, Нащокиных, Толстых, Шелашниковых. На верхнем кладбище у Сретенского храма в основном хоронили священнослужителей.

При игуменье Антонине продолжались работы по благоустройству Сретенского храма. На средство купчихи П. Шихобаловой была выстроена просторная, на каменном фундаменте двухэтажная больница для обители. Благодаря стараниям и трудам игуменьи в монастыре был заложен каменный теплый храм во имя Тверской иконы Божией Матери. Умерла она в январе 1892 г. от чахотки. Ее место на посту настоятельницы заняла монахиня Феофания.

В начале XX века ансамбль монастыря был окончательно сформирован. В это время главные архитектурные постройки — храмы, уже заняли свои места. Располагаясь ярусами на волжском склоне, монастырь придавал необыкновенную выразительность силуэту города. Обнесенная каменной стеной прекрасная обитель поражала прихожан своим великолепием — повсюду располагались цветники, аллеи с живыми изгородями. На территории монастыря находился колодец, воду из которого позволяли брать жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода была совершенно непригодна для употребления.

В 1908 году настоятельницей назначили игуменью Серафиму, в миру Анастасию Васильевну Миловидову. Она возглавляла монастырь вплоть до революционных событий 1917 года.

В годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. К 1917 году в обители имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений: церковная школа, больница, приют для детей-сирот, странноприемный дом. Монастырь славился также своим прекрасным хором.


В 1919 году монастырь как религиозный институт закрыли, на его базе была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. В марте 1922 года у монастыря были изъяты все серебряные и золотые вещи и переданы в губфинотдел. Храмы монастыря еще действовали как приходские, а жилые корпуса передавались из одной организации в другую. В 1925 году монастырь закрыли окончательно. Жилые корпуса отдали Самарской ГРЭС и Жигулевскому пивоваренному заводу. Здание храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери занял Клуб водников, позже там разместился Дом науки и техники. По постановлению президиума крайисполкома в 1929 году храм во имя Иверской иконы Божией Матери отдали под клуб завода «Металлист». Позже в здании храма разместился филиал №1 «Самараоблобувьбыта».

В 1930 году горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». Тогда и были разобраны колокольня, пятикупольный Сретенский храм и другие монастырские строения, ликвидированы ограда, склепы, разорены могилы, разрушена 65-метровая колокольня. Успенский собор был взорван и на его месте построен жилой дом для обкомовских работников. На семь десятилетий исчез с карты города Иверский монастырь. Вместо него появился Рабочий городок.

Возрождение монастыря началось в 90-е годы. В 1991 году вновь организованной женской общине было возвращено здание Трапезного храма. На средства частных благотворителей и ряда организаций начались работы по восстановлению храмов и жилых помещений. В обители активно проводится реконструкция храмов и построек, возведена звонница, восстановлена монастырская ограда с башенкой, как и была прежде. Возобновились богослужения в Трапезном храме. В 1994 году община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.

По благословению архиепископа Сергия монастырские священники служат в Окружном военном госпитале в Никольской Церкви, духовно помогают находящимся на излечении. Руководство Приволжского Военного округа, в свою очередь, старается помочь монастырю — часть строительных работ выполняется силами военнослужащих.

Нужно отметить, что Самарский Иверский женский монастырь отличается от других обителей тем, что только здесь совершается полный круг суточного богослужения. Жизнь в монастыре начинается с половины шестого утра. Сменяя друг друга, круглосуточно в комнате под алтарной лестницей бывшего Елено-Варваринского придела, сестры читают Неусыпаемую Псалтирь, поминая живых и усопших, благодетелей и благоустроителей монастыря. Послушания сестер связаны с богослужением — клиросное пение, писание икон, выпечка просфор, изготовление богослужебных одежд для священнослужителей. Неукоснительно соблюдается главное церковное правило: «молитва и труд, труд и молитва».

За годы возрождения обители здесь произошли благоприятные изменения. Был отремонтирован трехэтажный корпус, в котором живут сестры и располагается швейная мастерская, где постепенно возрождается золотошвейное искусство. Во время визита в Самару в октябре 1999 года, Патриарх Алексий II благословил насельниц обители на дальнейшие труды и молитву, заметив, что «на молитвах монашеских держится Земля».

Двери этой Обители открыты для всех. Каждый прихожанин может посетить храм и помолиться за себя и своих близких, исповедоваться, причаститься. А в великие православные праздники помещение храма едва вмещает в себя всех пришедших.

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.