МП «САМАРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

В настоящее время г.о. Самара является одним из семи городов России, в которых функционируют линии метрополитена. Город занимает 5 место после Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска по протяженности подземных линий и числу станций.

Основная задача метрополитена — обеспечить 100%-ную гарантированную безопасность перевозки пассажиров, а главные преимущественные критерии перед другими городскими видами транспорта — безопасность, комфорт, скорость.

Куйбышевское метро стало 5-ым в РСФСР и 12-м в СССР (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Ташкента, Еревана, Минска, Горького, Новосибирска).

 Сейчас линии метрополитена проложены только в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Казани и Екатеринбурге.

В подавляющем большинстве городов метро начинали строить от железнодорожного вокзала — места, где концентрируется основной пассажиропоток. Куйбышевское метро проектироввалось по другому принципу. В основу его функционирования была заложена задача подвоза пассажиров от городской промышленной зоны к узловым остановкам наземного пассажирского транспорта. Поэтому строительство метро началось от Безымянки, где сконцентрированы заводы: «Авиакор», «ЦСКБ-Прогресс», «Гидроавтоматика», «Металлург», «Завод аэродромного оборудования», «Авиаагрегат».

Днем рождения Куйбышевского метрополитена считается 25 декабря 1987 года, когда было открыто движение на участке «Юнгородок — Победа».

В 1991 году Самарский метрополитен вышел из состава Министерства путей сообщения РФ. Затем его работу на протяжении 2 лет курировал Департамент транспорта Самарской области. В 1994 году метро было передано в городское подчинение.

В настоящее время система «Самарского метрополитена» насчитывает 9 станций («Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Московская», «Российская»), из них 8 подземных и одна наземная, расположенных на одной линии, протяженность которой составляет 11,4 км. При этом все станции и тоннели самарского метро неглубокого залегания. Конструкция станций — колонного и односводчатого типов. Все станции самарского метрополитена своеобразны, красивы, символизируют определенные вехи в истории города и страны в целом.

Первая линия самарского метрополитена, сооружаемая в настоящий момент включает в свой состав 13 станций («Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Московская», «Российская», «Алабинская», «Самарская», «Театральная», а также «Крылья Советов») и электродепо «Кировское». На данный момент построено 9 станций, относящихся к первому, второму и третьему пусковым участкам. После открытия станции «Крылья Советов» станция «Юнгородок» будет закрыта. 

Современная строительная техника позволяет прокладывать тоннель по протяженности 250-300 м в месяц.

Строительство I очереди Самарского метро планируется завершить к концу 2015 г. на станции «Театральная» с устройством оборотных тупиков и окончанием участка от «Кировской» до станции «Крылья Советов». Окончание строительства I очереди обеспечит связь промышленной зоны с культурным и административным центром города.

Планируемая вторая линия самарского метрополитена включает в свой состав 11 станций («18-й километр», «Зоопарк», «Ташкентская», «Ипподром», «Титовская», «XXII Партсъезда», «Орловская», «Революционная», «Московская-2», «Клиническая», «Вокзальная».


 

Начинать строительство II очереди планируется от железнодорожного вокзала до пересадочной станции «Московская» с промежуточной станцией «Клиническая». После второго этапа строительства — участок от «Московской» до станции «Орловская» — появится возможность связать два основных пассажирообразующих пункта г.о. Самара: железнодорожный вокзал и центральный автовокзал. Дальнейшие этапы строительства II очереди обеспечат скоростным транспортом отдаленные районы города вдоль Московского шоссе до областной клинической больницы им. М.И. Калинина и торгового центра на «18-м километре».

Третья линия метро (предположительно: микрорайон «Заречье» – ул. Черемшанская) еще документально не утверждена.

Строительство третьей линии метро в районе «Заречья» с мостовым переходом через реку Самара планировалось еще на первом этапе строительства метрополитена. На линии были запланированы пересадки на первую линию на станции «Гагаринская» и на вторую на станции «Орловская». На станции «Гагаринская» был построен задел под переход на будущую станцию «Гагаринская-2», однако после начала снижения численности населения города от строительства Самарского Заречья отказались — исчезла и потребность в строительстве линии через реку Самару.

Однако вскоре идея строительства третьей линии, благодаря старту реализации национального проекта «Доступное жилье», восстановившему планы освоения Самарского Заречья, снова начала рассматриваться. Согласно новому генеральному плану застройки планируется строительство мостового перехода через реку Самара в Самарское Заречье. По аналогии с рядом известных проектов строительства метрополитеновского моста (в Нижнем Новгороде и Москве), было предложено сделать мост двухэтажным, пустив по верхнему ярусу автотрассу, а по нижнему ярусу — метрополитен. Такой подход позволит сэкономить средства и время на строительстве третьей линии метрополитена, место для депо которой уже внесено в новый генеральный план Самары.

Стоит отметить, что за последние 15 лет транспортная схема города Самара менялась несколько раз.

В настоящее время самарский метрополитен перевозит в среднем 53 000 — 55 000 пассажиров в сутки, что составляет порядка 10% от всего пассажиропотока г.о. Самара.

Метрополитен обслуживается 11 составами из четырех вагонов 81-717/714. Одновременно на линии работают 6 поездов. Седьмой состав является резервным, находится в депо и, в случае неисправности одного из функционирующих поездов, выходит на линию.

На сегодняшний день самарское метро обслуживает штат, насчитывающий 1150 человек.

Спектр специальностей работников метрополитена очень обширен, разнообразен и уникален, требует большой подготовки. К слову, подготовительный курс по специальности «машинист электропоезда» занимает около одного года.

Специфика работы на метрополитене заключается в том, что вся основная деятельность, кроме перевозки пассажиров, осуществляется в ночное время. Например, рабочий день путейцев начинается в 0.00 и заканчивается в 6.00.

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.