МП г.о. Самара «ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (Материал 2008г.)

Интенсивное экономическое развитие г.Самары в конце XIX века стало основой для его постепенного территориального роста. Если в момент основания города, его протяженность составляла только 5 км, то уже к началу XX века расстояние из одного конца до другого превышало 11 км., которое уже сложно было пройти пешком. Вместе с тем росло и население, приближающееся к 100-тысячной отметке. Стало ясно, что город нуждается в общественном транспорте…

В 1895 году по улицам Самары побежал конный трамвай, в просторечии названный «конкой». Линии конно-железной дороги соединяли между собой все наиболее оживленные места города. Конка работала с полной нагрузкой, ее вагоны были постоянно полны. Очень скоро стало ясно, что одноколейная тихоходная конка с малоемкими вагонами не могла удовлетворить всех потребностей города в быстром, дешевом и удобном виде транспорта. Именно поэтому, в 1902 году в городе стала обсуждаться идея постройки электрического трамвая. Подготовительный этап занял целых 13 лет. Лишь в феврале 1915 года в Самаре открылось регулярное пассажирское движение вагонов нового вида транспорта. Самарский трамвай стал 22-м на территории нынешней России и 45-м на территории бывшего СССР.

Основоположником электрического трамвая в нашем городе стал Павел Антонович Суткевич. Он, вложив свои знания и энергию, принял непосредственное участие в его проектировании и строительстве и был первым руководителем предприятия.


Самарский трамвай стал первым в нашей стране, при строительстве которого не было применено ни одной иностранной инновации: контактная сеть, тяговые подстанции и оборудование были отечественными. Здесь трудились отечественные специалисты.

На протяжении двух десятилетий, до появления автобуса, трамвай оставался единственным видом общественного транспорта в нашем городе. Но и после появления «конкурента» трамвай продолжал удерживать лидирующие позиции в перевозке пассажиров, ежегодно увеличивалось количество его маршрутов, сотрудники трамвайного депо своими силами ремонтировали и модернизировали подвижной состав.

Начало войны внесло коррективы в работу трамвая. Так как большинство автомобилей было направлено в армию, на трамвай, кроме пассажирских, были возложены и грузовые перевозки. Для этого к военным заводам, госпиталю, хлебозаводам, мельницам были уложены короткие ветки, по которым перевозились раненые, оборудование, мука, грузы.

В октябре 1941 года из Москвы в Куйбышев в срочном порядке были эвакуировано более 100 троллейбусов. В нашем городе была организована так называемая троллейбусная эвакобаза. В феврале 1942 года городские власти решили использовать часть этих машин и наладить в городе троллейбусное сообщение по двум линиям в старой части города (железнодорожный вокзал – пл. Революции и ул. Л.Толстого – Дом сельского хозяйства). Через девять месяцев троллейбус вышел в свой первый пассажирский рейс.

С 1942 года самарское предприятие городского электротранспорта стало называться трамвайно-троллейбусным управлением (ТТУ).

В послевоенное время в Куйбышеве происходило бурное развитие троллейбусного сообщения: только в 1956-1960 г.г. в городе были открыты 9 новых троллейбусных маршрутов – такого бурного роста троллейбусной сети, за исключением Москвы, не видел в это время ни один город России. Рост сети трамвайных линий в 1950-е годы был не столь динамичным и троллейбус по длине линий его догнал и перегнал.


Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.