Российское виноделие становится разнообразным
640 образцов винодельческой продукции будут отобраны в этом году закупщиками Роскачества в розничной торговле для исследования «Винный гид России». Ежегодно экспертами Роскачества для проведения этого исследования составляется и анализируется масштабный бренд-лист – перечень всего ассортимента вин, выпускаемых России. По итогам анализа данных, эксперты отмечают рост доли российских вин с защищенных географическим указанием, появление новых вин от крестьянско-фермерских хозяйств, новинок от крупных производителей. Российское виноделие становится разнообразней с каждым годом, — констатируют эксперты.
Более 5 000 наименований винодельческой продукции было произведено российскими предприятиями в первом полугодии 2023 года. Из них более 93% приходится на вино России, а также винодельческую продукцию с защищенными географическими индикаторами.
Всего за январь-июнь 2023 года было произведено 193 092 730 литров винодельческой продукции, из которых 139,5 млн. литров пришлось на тихие вина и 47,15 млн. литров на вина шампанские и игристые (данные ЕГАИС). Суммарный объём производства тихих, игристых и ликёрных вин за 6 мес. 2023 года составил 190,85 млн литров. В 2022 году за аналогичный период было произведено 197,93 млн литров основных типов винодельческой продукции, без учёта виноградосодержащих напитков.
Несмотря на снижение показателей в литрах (на 3,55%), по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, ассортимент производимого вина по количеству наименований расширился на 6%. Новинки на винном рынке появляются за счет новых небольших производителей (по данным Росалкогольрегулирования, в 2022 году было выдано 11 новых лицензий КФХ), так и за счёт расширения ассортимента крупнейших производителей. В том числе, продолжается тренд на развитие эксклюзивных торговых марок российского вина, изготавливаемых крупными винодельнями под запросы конкретных розничных сетей. Также эксперты отмечают, что сокращение объёмов производства вина в первом полугодии 2023 года произошло, в первую очередь, за счет недорогих позиций предприятий, не имеющих значительных площадей собственных виноградников и расположенных за пределами крупных виноградарских регионов.
Также аналитики Роскачества отмечают в последние годы расширение ассортимента вин, контролируемых по происхождению винограда — с защищенными географическими индикаторами. На них приходится уже более 30% наименований из общего ассортимента, представленного на рынке. К этим винам также логично отнести и вина фермеров. По закону они не относятся к категории ЗГУ, но в большинстве случаев производятся только из собственного винограда фермерских хозяйств.
«Вина с географическими индикаторами – это достаточно устойчивый тренд на рынке вина, — отмечает руководитель департамента исследований и продвижения винодельческой продукции Роскачества Олеся Буняева. Мы наблюдаем за этой тенденцией с момента запуска проекта «Винный гид России» в 2018 году и можем отметить, что на регион или конкретный виноградарский район, где выращен виноград для конкретного вина уже обращает пристальное внимание и розничная торговля, и конечный потребитель. В период Дней российских вин ряд крупных ритейлеров в своих коммуникациях особо отмечает регионы происхождения винограда и даже формирует дополнительную выкладку на полках по региональному принципу. Этим винам мы также уделяем первоочередное внимание в исследовании «Винный гид России».
Аккредитованные закупщики Роскачества приобретают вина для исследования в обычных магазинах. Так же, как это делают обычные покупатели. Веерная закупка проводится во всех форматах розничной торговли – от дискаунтеров до винотек и охватывает ежегодно 5-6 регионов. В 2022 году закупкой было охвачено свыше 80 розничных точек. Перед проведением исследования все бутылки обезличиваются, им присваиваются шифры. В лабораторию исследования вина доставляются с соблюдением всех требуемых по ГОСТ температурных режимов и хранятся до момента исследования также в помещениях с контролем температуры, влажности и освещенности. Всего для проведения исследования будет закуплено более 2 500 бутылок вина 640 наименований. По регламенту, каждая бутылка дублируется – помимо двух образцов, которые участвуют в исследовании, есть ещё контрольная проба, которая может быть открыта в случае спорных ситуаций.
«Приоритет к закупке – это вина двух последних урожаев – 2021 и 2022 годов. Мы, в первую очередь, ориентируемся на вина, выпущенные большим тиражом – свыше 30 тыс. бутылок 1 наименования и представленные максимально широко в розничной торговле, по всей стране. По итогам анализа бренд-листа, могу отметить бренды-лидеры по объёму выпускаемой продукции одного наименования. В категории игристых вин – это Абрау-Дюрсо (свыше 3,5 млн бутылок одного наименования за полугодие), В категории тихих вин – компания «Алвиса» (более 1,5 единиц продукции), наиболее многотиражные позиции вина с защищенными географическими указаниями выпускает в категории игристых вин – Дербентский завод игристых вин, в тихих винах лидер – один из брендов компании «Кубань – Вино», а самые большие объёмы крепленых вин производит «Массандра».
В рабочую версию бренд-листа Роскачества входят более 1 500 наименований вина, выпущенного в 2022-2023 годах в объёме более 2,4 тыс декалитров (порядка 30 тысяч бутылок). В процессе работы закупщиков из этого длинного перечня будут выбраны и приобретены вина, наиболее часто встречающиеся в рознице.
Итоги очередного года исследования «Винного гида России» будут подведены в ноябре 2023 года.
По теме: