ОАО «Завод авиационных подшипников»

Макарчук Владимир Владимирович — генеральный директор

В 2002 году предприятие «Самарский завод авиационных подшипников» было удостоено международной награды «Европейский знак качества» в номинации «Предприятие ХХ1 века». Подшипники с товарным знаком «ЗАП» устанавливаются в наиболее ответственных узлах космических кораблей, авиалайнеров, в высокоточных станках с числовым программным управлением и малошумных электродвигателях. На сегодняшний день это единственное в России и странах СНГ предприятие, где выпускается продукция подобного уровня. Да и во всем мире такие производства можно пересчитать по пальцам.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К РЫНКУ

В СССР первый отечественный подшипниковый завод (1-й ГПЗ) был построен в 1932 году. Затем до 1990 года были созданы еще 25 таких предприятий.

Отрасль развивалась не только динамично, но и сложно.

В 1940 году в стране производилось 40 миллионов подшипников.

В 1990 – уже более миллиарда, это пятая часть всего мирового выпуска.

В контексте динамики такого развития формировались и различные отраслевые направления. С этим вплотную связана и история зарождения нового производства, которое в итоге сложилось в завод авиационных подшипников.

Если посмотреть на развитие отечественного подшипникового производства через призму «человеческого фактора», то можно увидеть такую картину: из общего количества директоров, которые начинали строить свои заводы, лишь каждый пятый продолжил руководить таким сложным производством. Остальные не выдерживали заданного темпа работы и сходили с дистанции. На их места приходили другие, более сильные, выносливые и талантливые. По сути, именно они взяли на себя основную нагрузку по созданию подшипниковой отрасли в нашей стране. И к этой «могучей кучке» по праву можно отнести Виктора ЕРШОВА – Генерального директора Самарского завода авиационных подшипников, единственного в своем роде в России и странах СНГ, на котором выпускаются высокоточные подшипники для авиационной и космической техники.

Путь к созданию и развитию завода был сложен и тернист.

Согласно постановления Правительства СССР, производство специальных подшипников на 4-м Государственном подшипниковом заводе начало строиться в конце 50-х годов и было сдано в эксплуатацию в 1964 году. До 1996 года по своему структурному построению действовало, как обычное производство, входившее в состав 4-го ГПЗ.

С головным предприятием в общей инфраструктуре его объединяло множество связей, начиная от отдела сбыта и бухгалтерии, заканчивая серией инженерно-исследовательских лабораторий завода.

Подошла «перестройка». Отечественная промышленность переживала не лучшие времена. На гребне этой волны распалось и лучшее в стране предприятие отрасли — дважды Ордена Ленина 4-й Государственный подшипниковый завод. Так выделилось производство специальных подшипников, которому предстояло стать самостоятельным предприятием. Однако на этом пути было немало сложностей. И едва ли не основная из них была связана с расчленением завода на четыре части и последовавшим за этим процессом оттоком высококвалифицированных кадров. Рабочие и инженеры не пошли за новыми руководителями. Лишь Виктору Ершову, среди множества претендентов на должность директора Завода специальных подшипников, люди поверили и согласились работать за минимальную оплату труда. Из таких людей, настоящих профессионалов своего дела, В. К. Ершов создал команду единомышленников. В нее вошли такие специалисты с большой буквы, как заместитель директора по маркетингу и сбыту Валерий Жарский, заместитель директора по производству Анатолий Ситников, заместитель директора по материально-техническому снабжению Борис Белкин, главный инженер предприятия Игорь Кондратьев, начальник токарного цеха Андрей Мишуков, начальник термического цеха Виктор Гришин и другие. Всех их сплотило единство взглядов и целей. Это была первая задача, которую Виктор Ершов решил успешно.

Вторую он уже решил с помощью специалистов своей команды: менее чем за четыре года была ликвидирована зависимость предприятия от общей инфраструктуры бывшего 4-го ГПЗ. Большая часть инженерных и вспомогательных служб была вновь организована и задействована. Завод в своей работе стал полностью независимым.

Вскоре предприятие признали на внешнем рынке как надежного партнера. Были установлены деловые связи с целым рядом постоянных потребителей подшипников. Среди них – московские предприятия ММП «Салют» и РСК «МИГ»», самарские – ОАО «Моторостроитель» и СНТК им. Кузнецова, АО «АвтоВАЗ» (Тольятти), «Сатурн» (Рыбинск), ОАО «Красный Октябрь» (Санкт-Петербург), «Редуктор» (Пермь) и другие.

В мае 2002 года было принято решение о смене названия предприятия, выпускающего специальные подшипники, на Завод авиационных подшипников. Тем самым обозначились приоритетные направления его деятельности.

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.