ОАО «Самарский научно-технический комплекс им.Н.Д.Кузнецова»

ОАО «Самарский научно-технический комплекс им.Н.Д.Кузнецова» является одним из крупнейших в России предприятий по разработке и производству авиационных газотурбинных, жидкостных ракетных двигателей, а также двигателей для привода центробежных нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов и промышленных электрогенераторов для блочно-модульных теплоэлектростанций. Предприятие с богатейшей историей двигателестроения имеет свою собственную конструкторскую школу, созданную выдающимся конструктором Николаем Дмитриевичем Кузнецовым.

Самарский научно-технический комплекс им.Н.Д.Кузнецова образован в апреле 1946 года на базе Государственного союзного опытного завода №2 Министерства авиационной промышленности по разработке и производству опытных реактивных двигателей. В конце октября этого года на завод №2 прибыли немецкие специалисты авиадвигательных фирм «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания». Началась разработка газотурбинной тематики в рамках нескольких совместных советско-германских проектов.

Однако настоящая история предприятия началась в 1949 году, и главную роль в ней сыграл человек, который руководил предприятием в течение 45 лет, — Генеральный конструктор, действительный член Академии наук СССР и Российской Федерации, лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР, дважды Герой Социалистического Труда Николай Дмитриевич Кузнецов.

В 2006 году предприятие отметило свое 60-летие. В общественно- историческом плане 60 лет небольшой срок – в пределах жизни одного поколения. 60 лет в технике – это уже несколько поколений, целая эпоха, по которой можно судить, не зря ли она прожита. Для коллектива предприятия, без сомнения, прожита не зря. Большая часть того, что здесь создавалось долгие годы, достойно служит людям, Отечеству, его экономике и обороноспособности.

За 60 лет коллективом предприятия создано более 60 оригинальных и модифицированных двигателей. На пассажирских и военно-транспортных самолетах Ту-114, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ан-22 «Антей» устанавливались двигатели «НК». В период 1960-1990гг. около половины грузопассажирских перевозок в стране осуществлялось этими самолетами. Двигатели «НК» устанавливались на военные самолеты Ту-95, Ту-126, Ту-142, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160, корабли-экранопланы «Орленок» и «Лунь». Первый отечественный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 поднят в воздух двигателями «НК».

С 1959 по 1972гг. разработаны и созданы жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) принципиально новой замкнутой схемы на экологически чистых компонентах жидкий кислород-керосин для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1 и ракеты-носителя (РН) Н-1, предназначенной для полета человека на Луну. Решением Совета обороны СССР в 1974г. работы по

РН Н-1 прекратили, а изготовленные ЖРД законсервировали для длительного хранения. К сожалению, в своей стране двигатели применения не нашли. Предприятие было вынуждено продать часть двигателей в США, так как подобных ЖРД у них нет. Испытания двух ЖРД НК-33 на стенде американской фирмы «Аэроджет» подтвердили их надежность и уникальные параметры после длительного хранения.

В конце 60-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей созданы двигатели НК-12СТ мощностью 6,3МВт и НК-16СТ мощностью 16МВт для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16. Двигатель НК-12СТ является первым отечественным наземным двигателем авиационного типа.

Более трети всех газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах России и зарубежья приводится двигателями НК-12СТ и НК-16СТ.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.