НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЛЕГКАЯ АВИАЦИЯ»
Впервые в истории России, и именно в Самарской области, начато практическое решение (и в масштабе области, и в масштабе всего государства) проблемы авиации общего назначения, и как составляющей её части — малой авиации. Создано НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЛЕГКАЯ АВИАЦИЯ» в состав, которого входят 21 организация. Из них — четыре НИИ и одиннадцать разработчиков малой авиационной техники. Возглавил её выпускник Куйбышевского авиационного института Александр Петрович Колыш. Три года он занимался конструкторской деятельностью, следующие девятнадцать лет были отданы Аэрофлоту. Затем три года политической деятельности и семь лет отданные коммерции. И, наконец, с 2000 года он занимается делом, к которому шел все эти годы.
На сегодняшний день организацией решаются труднейшие теоретические и практические задачи. НП «Легкая авиация» занимается созданием законодательной базы, которая должна определять место, занимаемое в нашей жизни малой авиацией. По её инициативе принята, впервые в России, программа развития малой авиации Самарской области. НП «Легкая авиация» проводит авиасалоны с привлечением разработчиков и производителей малой авиационной техники. Предпринимает, научно обоснованное, изучение и формирование рынка спроса и предложения. А также, выходит с законодательной инициативой на уровень Государственной Думы и правительства РФ.
В небо… легко! Казалось бы. Тем более для малой авиации. А на самом деле настолько тяжело, что человеку, не сталкивавшемуся с этой проблемой, и представить невозможно. Проблему малой авиации, в мировом понимании, относящейся к авиации общего назначения, у нас в стране на государственном уровне не решали никогда. Легкомоторная авиация осваивалась, в основном, на любительском уровне. Кружки юных техников и объединения любителей авиации – вот тот легион энтузиастов, во главе которого стоял журнал «Техника-молодежи».
Но талантов много, а главных конструкторов требуется – сами знаете сколько. А всем этим талантам тоже хочется самолет своими руками построить, да еще и полетать на нем! И в наши рыночные времена неплохо бы и денег на этом заработать. Чтобы эти же самолеты и строить. А не ходить с протянутой рукой по бюджетным инстанциям.
И вот, в 2000 году в Самаре, по инициативе руководителя областного департамента промышленности и торговли Доронина Владимира Ивановича, появилась организация – Некоммерческое Партнерство «Легкая Авиация». Возглавил её Александр Петрович Колыш.
В 2001 году, получив поддержку губернатора области Константина Алексеевича Титова, НП «ЛЕГКАЯ АВИАЦИЯ» начало решение глобальной задачи по продвижению в наше небо легкомоторной авиации. НП была разработана, а Самарской Губернской Думой 30 октября 2001 года принята «Целевая областная программа «Развития авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области на 2001г.-2005 г.».
Данное законодательное решение и стало той самой печкой, от которой танцпол проблем протянулся до Госдумы РФ. Излишне пояснять, что любое дело в правовом государстве, к которому мы все с Вами стремимся, должно начинаться с законодательства. Так вот законов о малой авиации в России нет вообще.
Есть «Воздушный Кодекс», который трактует понятие АОН (авиации общего назначения), как части Гражданской Авиации на безвозмездной основе (трактовка настолько неудобоваримая, что даже комментировать её бессмысленно). В этом же кодексе определено, что наши граждане вправе иметь в собственности летательные аппараты, но не могут иметь аэродромное хозяйство и производить аэродромно-техническое обслуживание этих аппаратов. Не регулируются этим кодексом и вопросы использования воздушного пространства для полетов малой авиации.
То есть самолет имей, но летать не получится. Можешь хранить его в гараже, холить и лелеять, но пользоваться им нельзя. И не полетит самолетик вдоль нефтяного или газового трубопровода, протянутого по бездорожью. Не будет бдительный пожарный боец высматривать из окошка легкого вертолёта, еще мелкие костерки, или окурки, непотушенные разгильдяями в лесу. Не полетит в воздушном такси, над непролазной грязью зятек из города к теще на блины, в недалекую деревеньку. И не будет суровый «Дядя Степа» с паропланом над головой и пропеллером за спиной загонять преступников в отведенные резервации. Нет на это права! Чтобы оно было – Госдуме необходимо решиться залатать дыры в «Воздушном Кодексе». А пытаются заставить Госдуму заняться починкой «Воздушного Кодекса», непокладая ни рук, ни ног, ни напряженных извилин, все те же борцы за правое дело малой авиации из НП «ЛЕГКАЯ АВИАЦИЯ».
Понятно, что принятие нужных законов это еще не конец пути, а только его начало. Верстовой столб с цифрой №1. Все, что до этого — нулевой цикл. После принятия закона необходимо обеспечить его выполнение. И об этом тоже думает Колыш Александр Петрович.
Нужны летательные аппараты? Они есть у нас. Вот вам 1-й в России специализированный авиасалон малой авиации 2002 года в аэропорту «Смышляевка», на котором демонстрировались около 50-ти действующих малых самолетов. И там же еще один авиасалон в 2004 году, на котором представили разработки не только местные КБ, но и предприятия авиационного комплекса области. Важность и значимость проведения подобных авиасалонов подтверждает интерес представителей федеральных органов власти, посетивших 2-й авиасалон. Наглядным результатом этого посещение стало принятие решения о проведении российского авиасалона в Нижнем Новгороде.
А задумывается Александр Петрович и о третьем, теперь уже международном, авиасалоне. На более дальнюю перспективу, хочет он иметь постоянно действующий авиасалон, где летательные экспонаты можно будет опробовать самим посетителям, естественно, как и в любом нормальном автосалоне, имея при себе удостоверение на право управления транспортным средством. Есть и производители этой авиатехники. Только в нашей губернии двенадцать авиационных КБ , создающих легкие самолеты.
Но и решение проблемы авиатехники еще не все. Нужно диспетчерское обеспечение полетов ниже нижнего эшелона до 200 метров. Нужны взлетные площадки и ремонтные базы. И, как ни странно, все это достаточно несложно сделать. Проблема в государственном управляющем и координирующем органе. Есть госорганизации, занимающиеся отдельно проблемами воздушного транспорта, отдельно проблемами авиапроизводства и так далее. То есть, инструменты имеются — нет дирижера, который мог бы создать из них оркестр, услаждающий наш неизбалованный слух не только ревом мощных турбин, но и ласкающим стрекотанием мотопаропланов и воздушных такси.
Какие возможности мы теряем из-за этих неурядиц! Для нас в России просто фантастика, что во всем цивилизованном мире люди, заботящиеся о своей безопасности и комфорте, летают на личных самолетах, или воздушных такси. Да сколько еще и других полезных применений у авиации общего назначения! (Кстати, малая авиация более надежна, чем большая уже хотя бы в силу простоты своих конструкций, что ведет к уменьшению отказов – это закон техники. Действительно, что может быть надежнее железного молотка с приваренной ручкой!)
Свежий пример на тему личных летательных аппаратов — прилет Джона Траволты с семьей из Америки в С.-Питербург на собственном самолете. И, как он смог это осуществить? Вероятно в виде исключения. А хотелось, чтобы это стало правилом нашей жизни. Ведь право выбора передвижения — это тоже демократия. Не правда ли?
Вот и хочется сделать сказку былью Александру Петровичу с партнерами. А для этого надо надевать вместо лётных шлемов буденовки, и с шашкой, извиняюсь, с пропеллером наголо идти на танковые бригады Минтранспорта, Минавиапрома, Госдумы и иже с ними, в надежде достучаться этим самым пропеллером через броню непонимания, а может и нежелания заниматься проблемами малой авиации, до людей власть предержащих. А там, глядишь, и помощь подоспеет. Вспомним еще раз, что именно Самарская Губернская Дума, с одобрения губернатора, приняла программу развития малой авиации нашей области. А руководитель Экспертного Совета Госдумы РФ, наш депутат, Белоусов Александр Николаевич продвигает поправки в законодательство об использовании воздушного пространства и развития малой авиации. И было первое чтение этих поправок в Госдуме. В конце 2005 года планируется второе чтение. Есть надежда, что, от непрерывного чтения у депутатов Госдумы забродят умные мысли в предназначенных местах.
Если же смотреть с позиций общегосударственных, на чем непременно настаивает А.П.Колыш, программа развития малой авиации может служить рабочей моделью развития всего отечественного Авиапрома. Дешево и сердито можно попробовать найти тягач, который вытянет нашу экономику на сияющую вершину той самой горы благосостояния, которая никак не хочет идти сама к нам. Воистину, какая же еще отрасль может стать такой движущей силой подъема экономики страны, и в которой мы всегда были традиционно сильны? Не добыча же ресурсов.
Бросьте взгляд за Японское море. Вот там автомобильная промышленность, судостроение, точное машиностроение и приборостроение вытянули послевоенную Японию в мировые лидеры. Глянем ближе. На Корею. Не на Северную, понятное дело. Немного южнее. Электронная промышленность и все то же автостроение поднимают ее экономику из послевоенной разрухи. А у нас наработана такая промышленно-авиационная база, что ею просто грех не пользоваться. И хочется пожелать депутатам Госдумы РФ и правительству России этого греха избежать.
А НП «ЛЕГКАЯ АВИАЦИЯ» открыта для сотрудничества со всеми, кому не безразлична судьба, не только легкой, но и всей авиации России.
Материал 2006 года
Комментарии закрыты.