Василий Иванович Кротов

Природа Поволжья с ее величественными просторами, кручами холмов и седыми утесами над рекой, с прихотливо разбросанными колками в уходящих за горизонт полях и поэтическими дубравами… Что может сравниться по силе вдохновения с этим неиссякаемым источником впечатлений, очарования и творческих идей для живописи? Для меня же родная русская природа с юношеских лет и по сей день остается, пожалуй, единственной и неизменной музой, которая не устает «открывать свои детские секреты»

Имя этого живописца получило известность в сообществе самарских профессиональных художников считанные годы назад, хотя как творческая личность и мастер кисти он сформировался давно и более того – за свою жизнь успел вырастить целую плеяду молодых художников, пополнивших творческий союз. До 2004 года полотна Василия Кротова эпизодически появлялись в художественных салонах и картинных галереях Самары. С переездом живописца на жительство в окрестности столицы губернии его творчество стало более доступно горожанам и жителям области. Его художественный взгляд на природу, чаще соответствующий духу русской реалистичной школы живописи, не кажется стандартным. В нем нет «кулисной» сценичности, крупных планов, зажатых пространств. Зрителю всегда открывается многоплановость и простор для взгляда. Гармония композиции, тем не менее, не позволяет блуждать по полотну в поисках главного, создает целостность образа, который хочется внимательно изучать, что, по признанию почитателей искусства Василия Кротова, доставляет немалое удовольствие.

Столь же сбалансированно он работает цветом. Колорит его полотен плотный и органичный. Мазок созвучен передаваемому состоянию природы: то выполнен мягкой кистью, то энергичным движением мастихина. Ему особенно интересны не избитые цветовые эффекты, а еле уловимые (порой всего полунамек) — утренние или вечерние состояния природы. Особенно в пейзажах настроение достигается именно этой, в полной мере присущей кисти мастера живописностью. И в технике исполнения Василий Кротов сохраняет последовательность и логичность от первого до последнего мазка на холсте. Благодаря этим слагаемым пейзажи и натюрморты Василия Кротова глубоко проработаны композиционно и колористически.

Художник Василий Кротов, за редким исключением (когда у природы, что называется, ни отнять, ни прибавить), отражает на холсте выбранный мотив в «отредактированном» им виде, стремясь к совершенству создаваемого образа, пребывая в творческом соавторстве с самой Природой. Художник не спорит с натурой, но усиливает настроение на полотне. В творческом амплуа Василий Кротов солидарен с Полем Гогеном, сказавшим: «…Надо не копировать природу, а преображать ее, подчеркивая выразительность красок и линий».

Живопись Василия Кротова дает, пожалуй, полное представление о характере и духовном мире самого автора. В его лиричных, пронизанных глубоким чувством работах обнажено живое трепетное отношение родства и близости к природе. Богатые игрой светотени и тональным диапазоном, порой смелые в цветовых контрастах и темпераменте красок, динамичные и выразительные в композиции живописные холсты несут зрителю откровения окружающего художника мира.


Василий Кротов родился в 1940 году в г.Новокузнецке. В изобразительном искусстве, по его собственному выражению, он с детства, когда к рисованию пристрастился вопреки суровым реалиям жизни сосланной в Сибирь многодетной семьи. Писать в академической манере будущий мастер начал во Владивостокском художественном училище в 1962г. Затем окончил Казанское художественное училище у заслуженного художника ТАССР В.И.Куделькина. Позже продолжил образование на худграфе Чебоксарского государственного педагогического института у заслуженного художника России Р.Ф.Федорова. За плечами живописца 26 лет преподавательской работы в Лениногорском художественном педагогическом училище (Татария). В 1990г. Василию Ивановичу было присвоено звание Отличник народного просвещения РСФСР. Многие из его учеников стали хорошими художниками, пытливыми мастерами изобразительного искусства. Оставив поприще преподавателя живописи и графики, Василий Кротов писал картины по заказам одной из российских нефтедобывающих компаний.

За свою творческую судьбу Василий Кротов успел попробовать себя в графике, работал тушью, акварелью, занимался литографией, офортом, линогравюрой, даже чеканкой. И во многом достиг успеха. Освоил различные техники и материалы, перебрал несколько живописных манер и жанров. К этапу своей творческой зрелости он остановился на масле, холсте и коллаже.

В поисках мотивов для своих картин он побывал в Приуралье, Пермской области, Башкирии, Красноярском крае, Хакасии, Казахстане, в горах Заилийского Алатау, на Каме, на побережье Финского залива, под Ленинградом. В последние годы основной источник его вдохновения — природа Поволжья.

Василий Кротов — участник множества творческих выставок, начиная с 1969 года, среди которых Всероссийские выставки произведений изобразительного искусства художников-преподавателей и студентов педагогических учебных заведений в 1979, 1981-1983 и 1987 годах (Москва, Чебоксары), Республиканская художественная выставка «60 лет ЧАССР» (Чебоксары), региональные тематические выставки в Перми, Ижевске, Уфе, Казани, Альметьевске. Неоднократный лауреат конкурсных выставок «Художники Татарии к Дню нефтяников». Он — автор нескольких персональных выставок в городах Татарии, в Самаре, Тольятти. Его живописные полотна украшают квартиры и частные дома многих людей, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.