Виктор Евграфов Заслуженный артист России Член Гильдии актеров российского кино

Внутренняя ответственность актера Евграфова

Актер… Это не просто профессия, это форма бытия, избранная раз и навсегда. Успех… Признание зрителей… Как приходят они к представителям самой, пожалуй, популярной и вместе с тем очень трудоемкой профессии актера? Быть лицедеем непросто. Разве мог представить себе первый директор Российского театра Александр Петрович Сумароков, что Россия станет великой театральной державой, что знаменитая система Станиславского станет основой обучения актерскому мастерству в театральных школах большинства зарубежных государств? Сегодня профессия актера — одна из самых престижных и интересных. Зачастую она открывает перед человеком дорогу к славе и признанию. Актерский путь тернист и труден, и яркой иллюстрацией этого является судьба коренного самарца Виктора Евграфова, заслуженного артиста России.

Виктор Евграфов родился в 1948 году в Куйбышеве (ныне Самара) в семье военного летчика. После окончания школы работал в Издательстве Куйбышевского обкома КПСС, затем служил в армии, и ничто поначалу не определяло дальнейшую творческую судьбу парня с рабочей окраины. То, что произошло с ним впоследствии, сам Виктор Иванович называет сегодня зовом души и сердца. А как иначе объяснить то, что в 24-летнем возрасте, планируя поехать в Клайпеду и всерьез задумываясь о работе моряка на рыболовецком сейнере, он попадает в Москву и сходу поступает на актерский факультет Государственного института театрального искусства?..

Евграфову повезло – учась на курсе у Владимира Алексеевича Андреева, главного режиссера Театра им. Ермоловой, он жадно постигал основы актерского мастерства. Одновременно шла напряженная репетиционная работа в спектаклях у легендарной Марии Иосифовны Кнебель – ученицы Михаила Чехова и Владимира Немировича-Данченко, которая вела режиссерский курс. М.И. Кнебель, обладая высочайшей культурой работы с актером, учила студентов органическому соединению правдивости и фантазии; она, по воспоминаниям Виктора Евграфова, стала его крестной матерью в искусстве. Являясь хранительницей живых основ системы Станиславского, М.И. Кнебель в своих постановках делала упор на школу переживания. Именно уроки первых великих учителей определили судьбу Евграфова как актера острохарактерного, парадоксально психологичного, владеющего искусством как внутреннего, так и внешнего перевоплощения. Виктор был старше других на курсе, держался очень независимо и по праву считался лучшим студентом. Ему прочили работу в Ермоловском театре, но, увы, жизнь распорядилась по-иному.

К моменту окончания ГИТИСа Евграфову было под тридцать – возраст зрелый, требующий профессиональной реализации. Виктор решает поступить в труппу Ленинградского ТЮЗа, которым руководит Зиновий Корогодский. В мечтах у артиста – сыграть роль Гамлета, однако именитые тюзовские актеры отнеслись к амбициям «варяга» настороженно, и ролей значимых в репертуаре Евграфова в течение года так и не появилось. И здесь вновь в судьбу Виктора вмешивается Его величество Случай. Знакомый каскадер, участвовавший в съемках исторических картин, приглашает артиста в конноспортивную школу в г. Пушкин Ленинградской области. Там Евграфов сначала постигает основы каскадерских трюков, а затем становится настоящим профи. На базе в Пушкине и состоялась судьбоносная встреча Виктора с режиссером Игорем Масленниковым, который «запускался» с картиной «Ярославна – королева Франции». На роль монаха Даниила пробовались известные актеры С. Шакуров С. Жданько, однако худсовет безоговорочно утвердил Евграфова. Эту свою дебютную роль Евграфов и поныне считает уникальной. А далее – вновь дело случая. Режиссер Масленников приглашает Виктора в качестве каскадера на съемки телевизионного сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Он должен был дублировать Иннокентия Смоктуновского, исполнявшего роль профессора Мориарти, в знаменитой сцене над пропастью у водопада. Но когда режиссер увидел Евграфова в гриме, вопрос с исполнителем был решен окончательно и бесповоротно – Виктора после первых же проб назначили на роль безоговорочно. Он, что называется, попал в точку. Евграфов подчеркивает, что при работе над образом можно исходить от характера или от характерности. В случае с Мориарти он пошел от характерности, т.е. от внешнего, а уже пластическое выражение вызвало к жизни «нутро». Роль Мориарти, без сомнения, стопроцентно отвечала психофизическим возможностям актера. Она до сих пор остается одной из самых интересных и глубоких в репертуаре артиста.


Виктору Евграфову не все равно, что играть и у кого играть. Он терпеть не может плохое кино и себя в плохом кино, поэтому в творческой копилке артиста немало мощнейших ролей. В фильме «Даниил, князь Галицкий» он блестяще сыграл роль князя, расширив границы собственного амплуа. Успех Евграфову принесли роли в фильмах «Черный замок Ольшанский», «Долгая дорога к себе», «В двух шагах от «Рая», «Жизнь Клима Самгина», «Утреннее шоссе» и других. В 1995 году в Крыму, на съемках российско-американского фильма «Империя пиратов» по мотивам «Детей капитана Гранта» Жюля Верна, Виктор Евграфов, исполняя сложнейший трюк, получил сильнейшую травму позвоночника и легкого. В течение пяти лет актер проходил лечение в родной Самаре. То были нелегкие годы. Безусловно, желание вновь войти в профессию стояло на первом месте. Ценой неимоверных усилий Евграфов победил болезнь, восстановившись после полученных травм.

Уверенность актеру придают некая внутренняя ценность, профессиональная востребованность, возможность самовыражения, собственное удовольствие от хорошо сделанной работы — в этом уверен Евграфов. Сегодня Виктор Иванович снимается мало. Ему интересно создавать что-то, что вызовет у зрителя, кроме удовольствия от приятно проведенного времени, еще и эмоции, связанные с «разумным, добрым и вечным». К сожалению, на протяжении многих лет российский кинематограф находился в кризисе, и, по мнению актера старой школы Евграфова, современные артисты утратили способность к истинному перевоплощению, подменяя ее «иллюстрацией» правды жизни за счет безликой органики. Но все же изредка появляются качественные художественные картины. В частности, два года назад Виктору Евграфову предложили сняться у режиссера Н. Досталя в телевизионном сериале «Завещание Ленина» по мотивам произведений Варлама Шаламова. Роль была эпизодическая, но сыграл ее самарский артист точно, емко, достоверно. В 2007 году фильм стал лауреатом премии «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал».

Говоря об актерской профессии, о ее глубинных задачах, Евграфов обозначает в ней два пути. Один путь — это жажда славы, блеска, успеха – и кроме этого, больше ничего. Второй – искусство должно вызывать у зрителя потребность задать себе вопросы, которые до этого он либо не задавал вовсе, либо всячески пытался от них уйти. И если рассматривать актерскую профессию с этой точки зрения, то в ней, конечно, существует момент жертвенности. То есть обнажения того, что у тебя внутри. Но одновременно это и момент избавления от собственных внутренних страхов, комплексов, проблем. Иными словами, возможность внутреннего духовного роста. Виктор Евграфов подчеркивает, что театральный и киноактер есть, в сущности, разные профессии. Профессия киноактера состоит из нескольких нюансов, которые не присутствуют в театральной профессии. Во-первых, умение включиться в одну секунду и сыграть маленький кусочек от начала и до конца. Это может быть один взгляд, одна реплика, но это должно быть в перспективе сцены и роли. То, чего не нужно делать в театре, поскольку там ты играешь всю роль. Второе отличие – театральный актер, когда на него смотрят тысячи глаз, конечно же, волнуется, и его задача – взять себя в руки и посвятить себя персонажу; в кино ты тоже, разумеется, волнуешься, но делаешь это не на протяжении двух-трех часов, когда имеешь возможность выровнять роль – на съемочной площадке ты должен мгновенно собраться, перестать волноваться и не обольщаться по поводу того, какой ты красивый и замечательный. И третье: в театре актер на протяжении нескольких спектаклей может работать над ролью, углублять ее, а в кино такой возможности у него нет – он может взять дублем, но только сейчас и только здесь. Актерская профессия не может существовать в безвоздушном пространстве. Актер всегда находится в своеобразном комплексе, состоящем из режиссуры, драматургии, сценария, камеры, монтажа…

Профессия актера благоволит далеко не каждому и требует сочетания таланта, возможности работать и удачи. Отсутствие одной из этих составляющих, в конечном счете, может привести к неполному раскрытию личности. Увы, это трагедия многих замечательных актеров. Актерская карьера Виктора Евграфова выстраивалась трудно и неоднозначно, с сомнениями в себе, с метаниями. Полученная на съемках травма не позволила сбыться самым сокровенным мечтам артиста, но она дала импульс к раскрытию новых качеств личности Виктора Евграфова. Именно в реанимационной палате, ночью, на Виктора как будто снизошло нечто свыше – он взял шариковую ручку, лист бумаги и начал рисовать. Рисовать по наитию. Сюжеты на поверку оказывались странными, как говорит сам Виктор Иванович, эзотерическими, но они сыграли важную роль в жизни актера, освободив его от внутреннего напряжения, раскрепостив его. Сначала Виктор сжигал рисунки, а затем по совету друга начал их сохранять и дарить близким. Удивительно, но эти зарисовки, идущие из глубины души, очень помогают их новым владельцам, а порой предостерегают и даже спасают от гибели. Такая вот магия!

Сегодня Виктор Евграфов делится с молодежью своим творческим опытом, мастерством и знаниями. С 2004 по 2009 год он работал в Волжском университете им. Татищева г. Тольятти художественным руководителем курса на кафедре актерского мастерства. На базе университета при поддержке Студии исторического трюка «Коловрат», мастером которой он является, Евграфов набрал первый специализированный курс по специальности «актер драматического театра и кино» с факультативом «каскадер – исторический трюк». Первый выпуск состоялся в 2009 году. За профессионализм своих воспитанников Виктор Иванович ручается и видит в учениках свое продолжение. Для них Евграфов – это энциклопедичность, глубочайшая эрудиция, интеллигентность, темперамент, человеческая глубина. С ним безумно интересно работать, пополняя свой багаж, приобретая нечто новое… Прекрасно понимая природу творчества, педагог Евграфов доверяет своим студентам и тем самым дает им возможность максимально раскрыть себя.

В Самаре Евграфов руководит театром для детей и юношества «Витражи» и в настоящее время добивается для театра статуса муниципального. Человек целеустремленный, инициативный, энергичный, многогранный, Виктор Иванович старается реализовать себя в самых разных интересных проектах, в частности, в ближайших планах у актера – написание сценария картины о скифах и книги «Культура тела как основа пластической выразительности человека». В 2005 году в честь В.И. Евграфова был учрежден ежегодный Самарский губернский открытый турнир по метанию ножа, и отныне Виктор Иванович – желанный и почетный гость каждого чемпионата.

По профессии Виктор Евграфов – прежде всего актер. Актер театральный, которому дал раскрыться кинематограф. Сегодня он осмысливает то, что уже сделано, и определяет для себя перспективу на самое ближайшее будущее. Он всегда чувствует внутреннюю ответственность за то, что делает, и с годами эта ответственность повышается. Он состоялся в профессии, в спорте, в творчестве, в учениках. Большой художник, он не признает легких побед. Сегодня Евграфову — 61, а послевоенным поколениям, пережившим многое, свойственна жизнеутверждающая энергия, поэтому нет сомнений, что впереди у Виктора Ивановича немало новых взлетов. И даже если неудачи подстерегают на пути – держать удар он умеет!

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.