Святая обитель Сызранского края
Игумен Марк (Алексеев), настоятель Свято-Вознесенского сызранского мужского
«Идет ветер к югу, и переходит к северу,
кружится, кружится на ходу своем,
и возвращается на круги своя.»
Библия, Екк. 1,6.
До революции 1917 года территорией Свято-Вознесенского монастыря заканчивалась Сызрань. Звон колоколов с Монастырской горы разносился по всему городу, завораживая слух мирных граждан. Купола церквей поблескивали на солнце. Со всех сторон хорошо просматривались его каменные стены и изящные церкви. Архитектура монастыря во многом украшала облик небольшого волжского городка. Но главное, монастырь был надежным форпостом как в мирской, так и в духовной жизни горожан.
Свято-Вознесенский сызранский мужской монастырь почти ровесник городу, который был основан в 1683 году по типу многих русских городов-крепостей, охранявших тогда главную водную артерию государства — Волгу — и прилегающие к ней новые земли от набегов кочевников. Основными жителями строившейся крепости Сызрань были служивые люди православного вероисповедания, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест. «Многие из солдат, — как свидетельствуют хроники тех лет, — были стары и дряхлы и по старости лет усердно желали постричься в иноческий чин». Пятнадцать солдат и сержантов во главе со старцем Кириллом направили тогда челобитную царям Петру и Иоанну Алексеевичам за благословением на строительство монастыря близ города Сызрани, дабы, как они утверждали, «престарелым солдатам не умереть без покаяния». Благословение было получено. И почти сразу же после возведения Кремля в 1685 году к северо-востоку от него за рекой Сызран, в месте впадения реки Крымзы был образован мужской Вознесенский монастырь. Там и продолжил свое служение, только теперь уже не на поле брани, а в монастырских кельях бывший служивый люд.
Монастырь занял выгодное сторожевое положение на подходе к городу по большой Саратовской дороге. Благоустройство его территории продолжалось до конца XIX века. Самый большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин. При нем в 1855 году Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего разряда в первый, было построено большинство зданий и подсобных помещений. Пятиглавый каменный, холодный Вознесенский храм, главный купол которого украшал позолоченный крест; игуменский дом с домовой церковью, освященный в честь св. Петра и Павла; братский корпус, а также одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. Именно в период его наместничества церковь Вознесения Господня, где хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. За примерную жизнь и за свои труды в течение 16-летнего управления монастырем отец Августин в 1862 году получил орден св. Анны, а годами ранее стал кавалером наперсного креста.
История монастыря прервалась в 1928 году. С приходом новой власти все его владения были национализированы и отошли городу. В храме Вознесения Господня разместился клуб. В Феодоровской церкви — водонапорная башня, гараж, а затем склад. Печальна участь и монастырского кладбища: оно было разорено и закатано в асфальт. На его месте построили заводские корпуса. Сегодня о бывших монастырских владениях напоминает лишь название современного микрорайона Монгора — Монастырская гора.
Но все возвращается на круги своя. После празднования тысячелетия Крещения Руси по всей стране началось возрождение храмов и монастырей, возвращение их в лоно Русской Православной Церкви. В 1993 году благодаря стараниям протоиерея Григория Коберника вышло постановление о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Православной Церкви. А 24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь осветил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. Это и стало началом нового летоисчисления Свято-Вознесенского мужского монастыря.
В 1998 году с благословения Владыки пришел в обитель иеромонах Марк. Родом он из Сызрани, и для него было естественным желание послужить святому делу — восстановлению древнейшего для этих мест монастыря. В 2002 году Священным Синодом он был утвержден на должность настоятеля, а в 2004 архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Настоятель монастыря принял самое активное участие в возрождении Сызранской святыни. Отец Марк лично руководит всеми реставрационно-строительными работами. За небольшой промежуток времени новой истории обители сделано немало. На действующем Вознесенском храме установлен новый купол, внутри церкви продолжаются реставрационные работы, установлен новый иконостас и новое паникадило. Отремонтированы два братских корпуса, игуменский дом. С помощью городского и областного бюджетов ведется реставрация Феодоровского храма. На территории монастыря разбит парк. Для всех желающих открыты двери православной библиотеки, в фонде которой три тысячи книг, из них редких около двухсот томов. Помимо благоустройства территории обители, братия во главе с настоятелем принимают самое активное участие в разных городских мероприятиях социальной направленности. В течение 6 лет Свято-Вознесенский монастырь является одним из учредителей ежегодного окружного творческого конкурса «Русь моя родная». В прошлом году его участниками стали 728 детей от 6 до 18 лет из Сызрани, Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов. Ста победителям были вручены ценные подарки. Регулярно проводятся кирилло-мефодиевские чтения. На подворье монастыря в прошлом году впервые был проведен вместе с министерством культуры Самарской области фестиваль русской песни, в котором приняли участие многие коллективы. По мнению очевидцев, это было незабываемое зрелище: на природе, в осенении крестов песни звучали по-новому. Иеромонахи посещают больных в центральной больнице, больнице №2, в реабилитационном отделении городского наркологического диспансера. Проводят духовно-попечительскую работу в специальном коррекционном детском доме, занятия по предмету «Основы православной культуры» в школах города, частной школе «Кристалл», реабилитационном отделении для детей с ограниченными возможностями. А также совершают многие другие благодеяния, помогая и словом, и делом. И хотя до полноценной жизни обители еще далеко — не решены территориальные вопросы, не хватает средств на реставрационные работы, в духовной помощи здесь никому не отказывают. Помогают людям обрести правильные жизненные ориентиры. Число прихожан, которое с каждым годом возрастает, вселяет надежду, что дорога к этой обители уже никогда не зарастет.