Живописно расположенный на склоне крутого волжского берега, Самарский Иверский женский монастырь являлся центром духовной жизни дореволюционной Самары. Он был создан по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 года подали прошение об открытии в Самаре женской общины епископу Симбирскому Феодотию для «противодействия расколу и молоканской ереси». Молокане, будучи христианами, не признавали священников и храмов и совершали богослужения в обычных жилых домах под руководством выборных пресвитеров.
Община была основана в Самаре 12 октября 1850 года. Первоначально она располагалась на улице Мечетной — ныне Самарской. Затем самарские купцы И.Н.Синягин и М.Н.Назаров пожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Средства на устройство общины самарцы собирали по подписке.
С 12 марта 1855 года император Николай I утвердил образование в Самаре женской общины, которую назвали Иверской, исполняя желание Е.И. Марихиной, пожертвовавшей в новую обитель фамильную икону Божией Матери «Иверская» в драгоценной золотой ризе. В первые четыре года существования общины в ней было только три небольших корпуса, в которых помещались молитвенная часовня и жилые помещения. В сентябре 1858 года преосвященным Феофилом был заложен каменный храм с колокольней и двумя приделами, с северной стороны — во имя преподобного Сергия Радонежского, с южной — во имя апостолов Петра и Павла.
В августе 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. За неделю до этого было совершено пострижение в монашество будущей настоятельницы монастыря Марии Яновой (из мещан г. Самары) под именем Маргариты. В день открытия настоятельница была возведена в сан игуменьи.
В 1882 году возвели монастырскую колокольню с въездными воротами, над которыми расположился небольшой храм во имя святителя Николая. Начало строительства колокольни положил житель города И.В. Жуков, пожертвовавший монастырю сто тысяч штук кирпича и 1000 рублей. Его примеру последовали и другие производители кирпича. В том же году в монастыре был заложен новый теплый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. После постройки в нем разместилась монастырская библиотека. В сентябре 1889 г. в обители открылась церковноприходская школа для девочек и при ней — приют для девочек-сирот.
К 1890 году Иверский монастырь стал настоящим городком, в его стенах наряду с храмами было десять жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня, каменная баня и прачечная, погреба. К югу от Иверской церкви находилось нижнее кладбище. Здесь были захоронения многих известных в Самаре людей: городского головы П. В. Алабина с женой, дочерьми и сыном, городского архитектора А. А. Щербачева, князя Л. С. Кугушева, героя обороны Севастополя генерала И. П. Голева, отца писателя А. Н. Толстого — графа Н. А. Толстого, внука декабриста Ивана Анненкова. На кладбище покоились останки родовых князей Урусовых, Нащокиных, Толстых, Шелашниковых. На верхнем кладбище у Сретенского храма в основном хоронили священнослужителей.
При игуменье Антонине продолжались работы по благоустройству Сретенского храма. На средство купчихи П. Шихобаловой была выстроена просторная, на каменном фундаменте двухэтажная больница для обители. Благодаря стараниям и трудам игуменьи в монастыре был заложен каменный теплый храм во имя Тверской иконы Божией Матери. Умерла она в январе 1892 г. от чахотки. Ее место на посту настоятельницы заняла монахиня Феофания.
В начале XX века ансамбль монастыря был окончательно сформирован. В это время главные архитектурные постройки — храмы, уже заняли свои места. Располагаясь ярусами на волжском склоне, монастырь придавал необыкновенную выразительность силуэту города. Обнесенная каменной стеной прекрасная обитель поражала прихожан своим великолепием — повсюду располагались цветники, аллеи с живыми изгородями. На территории монастыря находился колодец, воду из которого позволяли брать жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода была совершенно непригодна для употребления.
В 1908 году настоятельницей назначили игуменью Серафиму, в миру Анастасию Васильевну Миловидову. Она возглавляла монастырь вплоть до революционных событий 1917 года.
В годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. К 1917 году в обители имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений: церковная школа, больница, приют для детей-сирот, странноприемный дом. Монастырь славился также своим прекрасным хором.
В 1919 году монастырь как религиозный институт закрыли, на его базе была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. В марте 1922 года у монастыря были изъяты все серебряные и золотые вещи и переданы в губфинотдел. Храмы монастыря еще действовали как приходские, а жилые корпуса передавались из одной организации в другую. В 1925 году монастырь закрыли окончательно. Жилые корпуса отдали Самарской ГРЭС и Жигулевскому пивоваренному заводу. Здание храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери занял Клуб водников, позже там разместился Дом науки и техники. По постановлению президиума крайисполкома в 1929 году храм во имя Иверской иконы Божией Матери отдали под клуб завода «Металлист». Позже в здании храма разместился филиал №1 «Самараоблобувьбыта».
В 1930 году горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». Тогда и были разобраны колокольня, пятикупольный Сретенский храм и другие монастырские строения, ликвидированы ограда, склепы, разорены могилы, разрушена 65-метровая колокольня. Успенский собор был взорван и на его месте построен жилой дом для обкомовских работников. На семь десятилетий исчез с карты города Иверский монастырь. Вместо него появился Рабочий городок.
Возрождение монастыря началось в 90-е годы. В 1991 году вновь организованной женской общине было возвращено здание Трапезного храма. На средства частных благотворителей и ряда организаций начались работы по восстановлению храмов и жилых помещений. В обители активно проводится реконструкция храмов и построек, возведена звонница, восстановлена монастырская ограда с башенкой, как и была прежде. Возобновились богослужения в Трапезном храме. В 1994 году община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.
По благословению архиепископа Сергия монастырские священники служат в Окружном военном госпитале в Никольской Церкви, духовно помогают находящимся на излечении. Руководство Приволжского Военного округа, в свою очередь, старается помочь монастырю — часть строительных работ выполняется силами военнослужащих.
Нужно отметить, что Самарский Иверский женский монастырь отличается от других обителей тем, что только здесь совершается полный круг суточного богослужения. Жизнь в монастыре начинается с половины шестого утра. Сменяя друг друга, круглосуточно в комнате под алтарной лестницей бывшего Елено-Варваринского придела, сестры читают Неусыпаемую Псалтирь, поминая живых и усопших, благодетелей и благоустроителей монастыря. Послушания сестер связаны с богослужением — клиросное пение, писание икон, выпечка просфор, изготовление богослужебных одежд для священнослужителей. Неукоснительно соблюдается главное церковное правило: «молитва и труд, труд и молитва».
За годы возрождения обители здесь произошли благоприятные изменения. Был отремонтирован трехэтажный корпус, в котором живут сестры и располагается швейная мастерская, где постепенно возрождается золотошвейное искусство. Во время визита в Самару в октябре 1999 года, Патриарх Алексий II благословил насельниц обители на дальнейшие труды и молитву, заметив, что «на молитвах монашеских держится Земля».
Двери этой Обители открыты для всех. Каждый прихожанин может посетить храм и помолиться за себя и своих близких, исповедоваться, причаститься. А в великие православные праздники помещение храма едва вмещает в себя всех пришедших.