В Самаре проходит выставка выставка рукодельниц

На выставке в ДК “Чайка”, что в поселке Управленческий, сейчас можно увидеть плоды творчества мастериц из студии “Ладушка”.

Это филейно-гипюрная вышивка, тряпичные куклы, созданные по образцам старинных оберегов, фантазии на темы народных костюмов. Руководит студией Ольга Якунина, одна из учениц легендарной самарской мастерицы Надежды Афанасьевны Тазовой.

Выставка называется “Рукам работа  — сердцу радость”.

Ремесло это действительно непростое, требующее трудолюбия и  терпения. Самарский гипюр  — это белоснежное кружево, выполненное в  технике филейно-гипюрной вышивки. На  первом этапе при помощи челнока и  палочки плетется основа для вышивки  — сетка (филе). Затем по  сетке иглой вышиваются изящные узоры  — гипюры.

В  студии занимаются 12 учениц  — все в  возрасте. Но  любимому делу отдаются всей душой. Приходят сюда на  занятия ученицы не  только из  Управленческого  — приезжают из  центра Самары, с  Мехзавода, Красной Глинки, а  одна ученица  — даже из  далекой Домашки.

В  Россию филейно-гипюрная вышивка, как и  многие другие виды изящного искусства, была завезена из  Западной Европы. В  некоторых источниках рассказывается о  том, что Петр Первый пригласил голландских вышивальщиц для обучения рукоделию русских девушек в  монастырях. В  Самаре это искусство сохранился благодаря народному мастеру России Надежде Афанасьевне Тазовой. Та  осваивала вышивку еще девчонкой, обучалась при монастыре, ее  мать была там послушницей. О  том, что искусство гипюрной вышивки находится на  грани исчезновения, Надежда Афанасьевна задумалась после войны. Начала организовывать кружки, разработала курсы для детей и  взрослых, написала книги об  этом ремесле. И, конечно, сама создавала белоснежные кружевные чудеса. Поклонники ее  творчества были по  всему миру. Помню, в  середине восьмидесятых я  брал у  Надежды Афанасьевны интервью. Ноги у  нее уже не  слушались. Она рассказывала лежа, а  пальцы при этом продолжали работать, создавая изящные узоры.

Вспоминает Ольга Якунина:

Я  обучалась у  Надежды Афанасьевны в  детстве, в  конце семидесятых. С  того времени у  меня остались пяльца, челнок, ниточки для вышивания, которые тогда трудно было достать. Пяльца потом сгорели во  время пожара, они хранились в  сарае. А  челнок и  нитки остались. Когда замуж выходила, взяла их  с  собой. “Приданое твое”,  — шутили знакомые. По  образованию я  физик–оптик. Какое-то время работала по  профессии. А  потом судьба повернула по  другому пути. В  1992 году мы  с  моими детьми зашли в  один из  залов краеведческого музея  — он  тогда располагался в  нынешнем здании костела. В  одном из  залов я  увидела кружева Надежды Афанасьевны. С  трепетом спросила у  музейных работников о  ней. Она, к  счастью, была жива. Я  узнала номер ее  телефона и  пришла к  ней домой. С  ее  помощью я  стала возвращаться к  этому искусству. Нашла челнок, буковую палочку, которую мне когда-то папа сделал. В  голове мало что осталось после семнадцати лет паузы. Но  руки вспомнили. Так и  вернулась к  своему детскому увлечению.

С  1993 года Ольга Николаевна руководила студией “Лада” во  Дворце детского и  юношеского творчества. Ее  юные воспитанницы, которые занимались по  авторской программе Якуниной “Самарский гипюр”, создали множество коллекций, и  эти работы украшали выставки декоративно-прикладного творчества по  всей России и  за  рубежом.

Свою миссию я  вижу в  сохранении и  развитии этого редкого старинного изящного рукоделия.  Красота, которую мы  создаем, я  считаю, приносит гармонию в  нашу жизнь. Хотя это ремесло, конечно, требует усидчивости. За  один или два вечера его не  освоишь”.Возвращение из  забвения

“Ладушка” создана не  так давно  — в  ноябре 2018 года. Дамы, пришедшие сюда, как правило, осваивали это искусство с  нуля. Но  то, что создано и  представлено на  выставке, впечатляет. Темы работ  — проводы зимы и  встреча весны. Эти ажурные кружева с  орнаментами не  слепо копируют традиции русских рукодельниц, а  продолжают  их. Тут и  накидушки, в  ткань которых “вмонтированы” кусочки филейно-гипюрных кружев. Кружевные юбочки и  фартучки на  куклах  — оберегах. Стилизации женских народных костюмов. “Мы  остановились на  традиционном крое. Конечно, кружев в  исторических костюмах не  было, в  отличие от  наших,  — говорит Ольга Николаевна. —  Но  традиции ведь тоже меняются. Мы  не  можем повторять только то, что делали наши бабушки.Творческую фантазию нельзя остановить

Творчески самарские мастерицы подходят и  к  цветовой гамме праздничных кружев. Традиционно филейно-гипюрные кружева были белоснежными. Здесь  же — праздничное сочетание красного и  белого. Этот колорит, кстати, был характерен для народной вышивки по  ткани.

Долгое время ремесло филейно-гипюрной вышивки было в  забвении не  только у  нас в  стране, но  и  в  Европе. В  той  же Голландии, откуда к  нам пришло это искусство.

“Я  была в  Голландии, проехала по  этнографическим деревням и  нашли там всего один образец,  — говорит Ольга Николаевна. —  Еще один обнаружила в  амстердамском музее. И  там сегодня никто уже не  помнит, как это делается. Мне предложили провести мастер-классы в  Амстердаме, вместе с  мастерицами из  Украины и  Башкирии. В  этом году поеду. А  еще буду проводить занятия в  Краснодаре, где тоже хотят возродить эту традицию”.

Ольга Якунина мечтает о  создании в  Самаре музея кружева.

В  нем обязательно должна быть и  коллекция работ Надежды Афанасьевны. Это настоящие “бриллианты”, которые мало кто видел. Сейчас они хранятся в  фондах музея имени Алабина. Очень хочется сохранить эту красоту старинного рукоделия и  дать возможность новому поколению любоваться ею…

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.