“Светящаяся” ржавчина времен холодной войны

В своей статье в немецком издании Die Zeit Диана Лаарц рассказывает об утилизации российских атомных подводных лодок, бывших некогда гордостью самого большого атомного флота в мире – Северного, а ныне выведенных из его состава и доживающих свой век в 250 км севернее Полярного круга, в закрытой военной зоне в бухте Сайда. Между тем захоронение списанных подводных кораблей будет осуществляться на деньги иностранных спонсоров.

 

Так, одна только немецкая компания EWN получила для этих целей от Федерального министерства экономики ФРГ 600 млн евро. Огромные деньги, предназначенные для страны, получающей миллиарды от продажи нефти и газа, подчеркивает издание. “Однако без нас русские никогда бы этого не сделали”, – говорит сотрудник немецкой компании, специалист-атомщик Детлеф Митан. Уже в 2014 году здесь должен заработать новый утилизационный центр, в котором радиоактивные отходы с лодок будут разрезать и упаковывать.

 

Однако сколь бы огромной ни казалась сумма, предоставленная немецкой стороной, она является всего лишь малой частью от той, которую должна получить Россия, чтобы избавиться от наследия холодной войны. Так, десять лет назад в канадском Кананаскисе государствами-членами G8 было принято решение о создании так называемого Глобального партнерства. Речь шла, в первую очередь, о защите радиоактивных веществ от террористов, а моря – от опасных утечек из ядерных реакторов. Тогда планировалось предоставить России 20 млрд долларов. Германия, концентрирующаяся на уничтожении химического оружия и утилизации подводных лодок, уступает со своими 1,5 млрд долларов по объемам выделяемых на данные цели средств лишь США. “Вполне возможно, что россияне смогли бы найти эти средства и сами, – говорит Митан. – Однако они не смогли бы воплотить столь значительный проект в жизнь без международного давления и немецкого ноу-хау”. Как подчеркивает издание, кроме Германии помощь оказывают и другие страны. Французы выгружают отработанное топливо из аварийных реакторов, итальянцы строят транспортное судно для опасных отходов, норвежцы с англичанами оплачивают работы по демонтажу. “Росатом”, получающий огромную прибыль от своих международных проектов, долго искал спонсоров, которые согласились бы оплатить подобные проекты, рассказывает Лаарц. “Залезть же поглубже в собственный карман эта организация не готова”.

 

Между тем до 2020 года Министерство обороны РФ должно получить 20 новых подводных лодок класса “Борей” и “Ясень”. Так, последние, кроме того, что они оснащены 24 межконтинентальными ракетами и огромным количеством мин, располагают еще и восемью торпедными аппаратами. Российское руководство уже сообщило, что с 2013 года отечественные корабельные верфи смогут строить 6 подводных лодок и один авианосец в год. А это, как подчеркивает Die Zeit, даже больше, чем при Советском Союзе.

 

Источник: Die Zeit


http://inopressa.ru

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.