«Песня остается с человеком»: кто был «крестным отцом» Иосифа Кобзона

«Песня остается с человеком»: кто был «крестным отцом» Иосифа Кобзона

Композитору Аркадию Островскому, автору песен «Солнечный круг» и «Спокойной ночи, малыши» во вторник исполнилось бы сто лет. О всесоюзной любви к потомственному дворянину и особом месте Островского в музыкальной карьере Иосифа Кобзона рассказала РИА Новости лектор-музыковед самарской филармонии Ирина Цыганова.

 

Сто лет со дня рождения композитора Аркадия Островского, автора эстрадных песен советской эпохи, среди которых «Солнечный круг», «А у нас во дворе», «Песня остается с человеком» и «Как провожают пароходы», исполняется во вторник. Лектор-музыковед самарской филармонии Ирина Цыганова рассказала РИА Новости о непростой жизни и творчестве знаменитого уроженца Сызрани Самарской области.

 

Все Темы недель


Волжские истоки и страсть к импровизации

 

Аркадий Островский в первую очередь известен как композитор, написавший много песен для детей. Наиболее известная из них — колыбельная «Спят усталые игрушки» — около 50 лет убаюкивает маленьких зрителей передачи «Спокойной ночи, малыши».

 

Ходят легенды, что Островский, написавший музыку для песни, поначалу воспринял ее как несерьезное сочинение, однако, чтобы она не пропала, попросил актера Олега Анофриева исполнить ее, совершенно не подозревая, что сочинение станет настоящим хитом. Впоследствии песня попала в эфир самой известной передачи для детей — «Спокойной ночи, малыши», и только затем уже ее исполнила Валентина Толкунова.

 

По словам Ирины Цыгановой, Островский родился в Сызрани в семье потомственных дворян, и ему было суждено посвятить себя музыке: отец его мог стать талантливым пианистом, но из-за потери пальца на руке стал настройщиком музыкальных инструментов. При этом он не утратил амбиций и старался осуществить их через сына, всячески поддерживая и развивая любовь маленького Аркаши к музыке.

 

«Островский с детства очень интенсивно развивался как музыкант, хотя поначалу профессионального музыкального образования не получил. Образование ограничивалось уроками музыки на фортепиано, которые ему давала специально приглашенная на дом для занятий учительница. Она много занималась с ним и позволяла импровизировать всласть, Островский очень любил это делать», — рассказывает музыковед.

 

Уже в 13 лет Островский заявил о себе как многообещающий молодой исполнитель и всерьез задумывался о музыкальной карьере. А в 1927 году его семья переехала в Ленинград. Мать юного Аркадия в это время неожиданно заболела, и он, чтобы поправить положение семьи, устроился работать на завод.

 

«Он начал трудиться на заводе «Электроприбор», где занялся кузнечным делом, и хотя в нем Островский делал успехи, коллеги запомнили его не столько как кузнеца, сколько как виртуоза-исполнителя — на молодежных вечерах он блестяще музицировал, вызывая восторг сверстников», — говорит музыковед.

От Матильды к «Дворовому циклу»

 

Продолжая работать на заводе, Островский поступает в центральный музыкальный техникум. Однажды по просьбе старшекурсника Аркадий пришел поиграть несколько занятий в хореографическом кружке и познакомился с его молодой руководительницей Матильдой Лурье, которую за властный характер все с почтением называли Матильдой Ефимовной.

 

Товарищ, которого подменял Островский, предупредил музыканта, чтобы тот не перечил своенравной Лурье, но это для молодого Аркадия было непросто: она придиралась к его привычке импровизировать и даже повышала на него голос. Островский торопился отыграть положенные уроки и распрощаться с Матильдой, но вскоре между ними возникла симпатия, и Лурье пригласила музыканта в театр… Они сблизились, поженились и не расставались до самой смерти Островского, воспитав вместе сына Михаила.

 

«Она была человеком сильного характера, очень властная женщина, и впоследствии оказала огромное влияние на своего мужа. Во многом благодаря ей Аркадий Островский и стал композитором. Известно, что одно время он выступал с государственным джазовым оркестром Леонида Утесова, и это был «счастливый билет» в жизни будущего композитора. Но именно под давлением Матильды Островский ушел из ансамбля и реализовал себя как композитор. Проститься с таким коллективом было абсолютным безумием, но он на это безумие пошел, и сделал правильно, иначе бы мы не узнали Островского-композитора, а знали бы талантливого аранжировщика, пианиста и аккордеониста», — продолжает Цыганова.

 

Как композитор Островский начал с песен-плакатов (агитационных песен, пропагандирующих строительство социализма, — прим. ред.). Известность пришла к нему в 1948 году, когда он стал членом Союза композиторов благодаря песне «Комсомольцы — беспокойные сердца», написанной на текст Льва Ошанина. С этого момента началась их многолетняя дружба.

 

Славу Островского-композитора окончательно укрепляют написанные в 1960-е годы знаменитые песни «Дворового цикла»: «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду».

 

«Появление «Дворового цикла» ознаменовало рождение нового жанра советской массовой песни — целой серии простых, очень трогательных, безыскусных, искренних историй юношеской любви. Эти песни Островский создал под впечатлением от послевоенного кинематографа неореализма, рассказывающего о жизни простолюдинов. Островский не подвергался гонениям со стороны советской власти, и его песни быстро попали на эстраду», — говорит Цыганова.

Пусть всегда будет солнце!

 

По словам музыковеда, эти и последовавшие за ними песни впоследствии увековечат в своем исполнении Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и многие другие легенды советской эстрады. Но особое место они сыграют в жизни Иосифа Кобзона, которому творчество Островского открыло дорогу на большую сцену. Первая запись на радио, первая телевизионная запись, первая пластинка — все в жизни Кобзона было связано с творчеством Островского, которого исполнитель до сих пор считает своим «крестным отцом» в мире музыки.

 

Все же песни для детей были Островскому ближе всего. Тексты многих из них брались из жизни, как было с песней «Солнечный круг».

 

«Эта песня началась с Корнея Чуковского, который однажды услышал на улице, как малыш, радуясь жизни, сказал своей маме: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!», и его настолько потрясла глубина вроде бы детского, но такого осмысленного высказывания, что он записал фразу, и она вошла в книгу «От двух до пяти». Потом эти строки появились на одном из советских плакатов художника Николая Чарухина. Эти строчки с плаката Лев Ошанин использовал для текста. А Островский превратил его в песню, которая впервые прозвучала, как и многие песни тогда, в воскресной утренней музыкальной программе», — говорит Цыганова.

 

Всесоюзная любовь и большой человек

 

У Островского в жизни было две глобальные мечты: чтобы его песни пел весь Советский Союз и чтобы его сын стал достойным человеком. И обе они сбылись. Его заражающие оптимизмом песни стали всенародно любимыми, а сын Михаил, хоть и не пошел по стопам отца, посвятил себя науке и стал академиком РАН.

 

«Сын вспоминает, что отец редко бывал серьезен. В нем уживались непосредственность и детская искренность. Мягкосердечный, наивный, податливый, он был просто хорошим человеком и всегда старался быть первым в своем деле», — продолжает музыковед.

Вдохновение на скорости и неоконченный «реквием»

 

«Большому художнику, которым и был Островский, музыкальные идеи приходят в голову в любое время. Рассказывают, что композитор был заядлым автомобилистом, и люди очень боялись ездить с ним в машине, потому что он постоянно отвлекался на идеи, которые были в его голове, и во время поездки в автомобиле мог вдруг резко остановиться, чтобы срочно записать пришедший ему на ум мотив песни», — говорит Цыганова.

 

Иосиф Кобзон споет песни Аркадия Островского в самарской филармонии


Жизнь композитора оборвалась в 1967 году из-за язвы желудка. Ему было всего 53 года. В последние дни Островский стал писать итоговую для него песню, которую так и не закончил. Ее завершил друг композитора Оскар Фельцман по магнитофонным записям, которые ему передала Матильда. Песня получила название «Время», но современники Островского запомнили ее как «Реквием».

 

Почтить память выдающегося земляка и услышать его главные песни в живом исполнении смогут в среду гости самарской филармонии на концерте «Песня — верный друг твой навсегда».

 

В нем будут участвовать народный артист СССР Иосиф Кобзон, большой детский хор им. Виктора Попова государственной радиокомпании «Голос России», образцовый муниципальный оркестр народных инструментов из Сызрани, джаз-оркестр культурного центра при ГУМВД РФ по Самарской области и солисты Москвы и Самары.

 

РИА Новости

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.