Христос Виссарион: в российских «сектах последних времен»

Без малого 3 тыс. человек, одетые в белое, преклоняют колени на снегу посреди сибирской тайги, пишет корреспондент Newsweek Анна Немцова. Когда на вершине холма появляется бородач в длинном белом одеянии, воцаряется молчание, продолжает автор. «Последователи называют его Виссарион Христос или просто Учитель, молятся на его портреты, живут в ожидании апокалипсиса, который он предсказал», — говорится в статье.

 

Большинство последователей Виссариона живут в Красноярском крае, в так называемом Городе Небесной Обители. «Они считают, что их религиозная община — единственный «ковчег», способный спасти их в наши трудные времена», — говорится в статье. За последние 20 лет численность организации выросла до примерно 4500 человек.

 

Есть и другие «новые религиозные кумиры». Так, Владимир Соболев называет себя реинкарнацией Конфуция. Он и его последователи-неоязычники, несколько сотен человек, поклоняются Хозяйке Медной Горы на Урале. Легенда о другой богине, Анастасии, вдохновила тысячи россиян уйти в леса и деревни. «Мы бежали из больших городов, чтобы создать новые социальные модели, поскольку государственные системы разрушены лжецами и возмутительно-коррумпированными менеджерами», — говорит Дмитрий Иванов, полковник в отставке.

 

Адепты этих и других культов ищут просветления в лесах Сибири и Карелии, горах Алтая и Урала. Автор обнаруживает новую тенденцию: «10 лет назад россияне бежали от постсоветского кризиса, принимая иностранные религии»: иеговизм, мормонизм, сайентологию. Но последние 10 лет доморощенные секты на подъеме. («РПЦ тоже, — уточняет автор, — после распада СССР она построила более 22 тыс. новых монастырей»). Многие сектанты говорят, что устали от коррупции, терроризма, межнациональной розни и упадка морали. «В нынешнем году эти ощущения, видимо, обострились накануне предполагаемого «апокалипсиса майя», — добавляет автор.

 

По мнению аналитиков, численность сект — признак общего идейного и ценностного вакуума в России. «Православная церковь не имеет нравственного авторитета», — говорит Маша Липман (Московский центр Карнеги). «Люди чувствуют духовный голод и создают свои собственные островки выживания», — замечает прокремлевский аналитик Сергей Марков.

 

Российское правительство все более обеспокоено существованием сект, а РПЦ даже создала специальный отдел, отслеживающий их влияние. Директор отдела Александр Дворкин подсчитал, что в России существует 4 тыс. различных религиозных движений и сект, объединяющих до 800 тыс. человек в общей сложности. «Власти стали активнее их преследовать», — пишет автор, упоминая, что в феврале прокуратура запретила рекламу некой организации «Сила перемен».

 

«Но эскаписты говорят: Сибирь велика, а Москва далека», — замечает автор. «Мы уходим вглубь тайги и поклоняемся медведям — никто не может нам это запретить», — говорит некий Григорий, лидер благовещенской группы, играющей этническую музыку.

 

«В России знают и о темной стороне сект», — отмечает автор. В Казани 70 сектантов жили в 8-ярусном подземелье, их дети вообще не видели солнечного света.

 

«А сторонники движения «Приморских партизан», организации, которая проповедовала возврат к природе и применяла силовые методы, обвиняются в убийстве двух полицейских», — продолжает автор. «В городах для нас нет будущего, если не считать тюрьмы», — говорит сторонник «Приморских партизан», житель поселка Кировский. «Много ветхих зданий, нет рабочих мест, зато поселок может похвастаться новыми виллами для полицейских», — так описывает автор место произошедших событий.

 

Корреспондент возвращается к виссарионовцам. Они приводят разные причины своего переезда в Сибирь. 24-летняя Тамара, когда-то успешный юрист, хочет жить среди «творческих, счастливых людей». Другие считают философию Виссариона разумной. Старший священник секты Сергей Шевалков, отставной полковник Ракетных войск, находит в его учении «кусочки всего, что нравится людям в Библии, книгах Кастанеды и Ошо, идеях Кришны».

 

Дисциплина в городе виссарионовцев строгая. Каждое утро Шевалков собирает мужчин на молитву, после чего старшины распределяют работу: чистить снег, рубить деревья, строить дома. Косметика, оружие, невегетарианская пища, автомобили, деньги — все это под запретом. Община выделяет членам скромный паек, в остальном они питаются с собственных огородов.

 

«Виссарион говорит, что женщины должны служить мужчинам, совсем как мужчины — Богу. Матери присматривают за детьми, рождаемость в общине намного выше, чем в среднем по России», — пишет автор. Женщин в общине больше, чем мужчин, и потому Виссарион разрешил мужчинам полигамию с согласия первой жены.

 

По мнению издания, в раю Виссариона не все благостно. Группа художников и музыкантов, среди которых есть его бывшие последователи, утверждает, что сам Виссарион, в отличие от последователей, живет в отапливаемом коттедже западного типа и купается в роскоши, посещая друзей в Индии. При этом, как утверждают критики, никто не знает, откуда у Виссариона деньги.

 

«И все же Сибирский Христос не производит впечатления повелителя-маньяка вроде Дэвида Кореша или Джима Джонса. Почти все время он тратит на проповеди по «скайпу» или игры с младшим из семерых своих детей», — говорится в статье. Критики тревожатся. «Если завтра Тороп (настоящая фамилия Виссариона. — Прим. ред.) велит своим последователям покончить с собой, они послушаются», — полагает Дворкин.

 

Источник: The Daily Beast

 http://inopressa.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.