Октябрьск

История Октябрьска уходит своими корнями в далекое прошлое.

Долгие годы после присоединения Среднего Поволжья к России на территории края существовали только редкие казачьи зимовки и стоянки, в укромных местах прятались ватажные строения русских рыболовов, да за сотни верст приезжали сюда «наездом» мордва, чуваши и татары.

Первые поселения на месте, где сегодня располагается город, возникли в конце XVII века. Как свидетельствуют исторические документы, первым, в 1684 году, появилось «Городище» (слобода), на месте развалин татарской крепости, однако неизвестна дата ее закладки и ее характер. В слободе имелось 68 дворов, в них проживало 300 душ. Это был один из опорных пунктов на Сызранской засечной черте для защиты от набегов ногайцев из Заволжья.

 

В 1695 году городище было продано первым владельцем, помещиком Полуэктом Белозерцевым, Вознесенскому девичьему монастырю — слобода стала называться селом Вознесенским. Монастырь вводит и развивает ткацкое и швейное ремесла, садоводство. До сих пор существуют знаменитые «Костычевские сады».

В 1704 году на территории современного Октябрьска было основано село Батраки, использующееся для обслуживания волжского перевоза, для переправы товаров и скота, идущих по гужевому тракту с Урала в Москву. Батраки и Костьми к концу XVIII века входят в состав Сызранского уезда Симбирской губернии.

Батраки развивались как центр перевалки грузов леса, зерна, нефти и нефтепродуктов. В первой половине ХIХ века грузы перевозились по Волге гребными и парусными судами и баржами с конной тягой. В 1846 году началось регулярное сообщение по Волге. Позднее, когда потребность в новых видах речного транспорта стала более актуальной, по Волге открылось регулярное пароходное сообщение.

Развитие речного судоходства привело к строительству новых причалов и пристаней не только в городах, но и в некоторых крупных селах. В 1859 г. строится пристань в Костычах. Однако, учитывая наличие в Батраках волжского перевоза, через который проходил Транссибирский торговый тракт, пристань из Костычей переводят западнее. Здесь речные пароходства построили склады, а их служащие — жилые дома. Так в начале 60-х годов появился третий поселок на территории современного Октябрьска — Батраки-Пристань.

Во второй половине ХIХ века в России началось активное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано — Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань — Батраки.

Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков. После возведения мост поразил воображение современников (его длина составляла 1436 м, длина каждого из 13 пролетов по 110,7 м) и долгое время считался самым большим в Европе.

Для улучшения перевалки грузов с пристани на станцию в 1895 г. была построена соединительная железнодорожная ветка. В 1913 г. начались работы по геологическому исследованию Батракского хребта с целью прокладки тоннеля. Необходимость его была связана с тем, что железнодорожное полотно, проходящее по Батракскому косогору, периодически разрушалось оползнями. Вскоре министерство путей сообщения приступило к строительству тоннеля. Было пройдено около 200 метров, однако из-за начала Первой мировой войны строительство было прекращено. До наших дней сохранился только заиленный вход.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.