Вечером того дня старший лейтенант в/ч 06260 Максим Галкин, отстояв вахту, спустился с мостика и зашел на центральный пост, пообщаться с сослуживцами. О чем был разговор, неизвестно. Но позже старлей ушел в свою каюту, где совершил самоубийство, пишет «Коммерсант».
В субботу утром, когда пошли будить вахту, экипаж обнаружил его каюту закрытой. Спустя некоторое время дверь каюты взломали и тогда же обнаружили труп лейтенанта Галкина. По предварительным данным, зайдя в каюту, он употребил некое количество алкоголя (при обыске была найдена пустая бутылка коньяка), после чего обвязал вокруг шеи веревку, залез на верхнюю койку и либо сбросился, либо свалился оттуда вниз, сломав себе шейные позвонки. Никакой предсмертной записки Галкин не оставил.
Не исключено, что может быть возбуждено дело по ст.110 УК РФ (доведение до самоубийства). По некоторым данным, АПЛ «Гепард» должна была скоро выйти в автономное плавание для проведения учений, однако в случае возбуждения уголовного дела поход будет отложен на неопределенное время.
Напомним, 14 января «Гепард» стоял у пирса в доке 10-го судоремонтного завода в поселке Росляково Мурманской области. По сообщениям ряда источников, на атомной субмарине произошло возгорание, которое, однако, быстро удалось ликвидировать. В сколь-нибудь серьезный пожар оно не переросло, никто не пострадал. Этот инцидент привлек внимание СМИ потому, что всего за две недели до этого произошел аналогичный случай на АПЛ, но гораздо более серьезный. 29 декабря произошел пожар на атомной подводной лодке К-84 «Екатеринбург», который тушили два дня. К настоящему моменту стали известны некоторые новые подробности.
Мурманск, Североморск и Кольский залив могло накрыть радиацией
По официально не подтвержденным данным, на момент пожара на борту К-84 находился полный боекомплект, а это: 16 межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева», на каждой из которых обычно размещены четыре боеголовки; электрические торпеды и противолодочные ракетоторпеды (не исключено, что одна-две торпеды или ракетоторпеды были с ядерными боеголовками); возможно, мины, пишет «Коммерсант Власть».
Кроме того, на АПЛ находятся два водо-водяных атомных реактора ВМ-4СГ тепловой мощностью 90 МВт. Активная зона каждого состоит примерно из 250 сборок тепловыделяющих элементов суммарной массой около 350 кг (в том числе примерно 70 кг урана-235).
Издание отмечает, что 29 и 30 декабря, когда в доке тушили пожар, страна находилась на грани техногенной катастрофы, сравнимой с чернобыльской. При взрыве хотя бы части торпедного боезапаса в первом отсеке продолжать тушение огня было бы невозможно, от взрыва с высокой степенью вероятности были бы разрушены жилой и центральный отсеки. Далее, сильный взрыв и пожар в носу могли привести к повреждению ракетных шахт в четвертом и пятом отсеках, после чего ракеты в них загорелись бы или взорвались. Остается только гадать, выдержали ли бы такое соседние шахты и не взорвались ли бы все ракеты, пишет газета.
Взрыв ракет привел бы к дальнейшим масштабным разрушениям лодки — и в зоне пожара мог оказаться и реакторный отсек. Высокие температуры могли повлечь за собой разрушение активных зон реакторов — и несколько тонн радиоактивных веществ оказались бы в зоне пожара с дальнейшим попаданием в окружающую среду. В результате опасности подверглись бы не только жители Росляково, но и соседних Мурманска и Североморска, погибли бы десятки людей в доке и рядом с ним, была бы заражена радиацией акватория Кольского залива, полагает «Власть».
Как ранее объявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, ремонт АПЛ «Екатеринбург» займет около двух лет: он начнется летом текущего года и завершится, ориентировочно, в середине 2014 года. Стоимость восстановления лодки предварительно оценивают в 500 миллионов рублей.
В настоящий момент продолжается расследование причин ЧП. В рамках расследования допрошены практически все очевидцы произошедшего, назначено свыше десятка судебных экспертиз, в том числе по вопросам организации ремонта корабля, причин и места возникновения пожара, сообщает РИА «Новости». По заявлению Рогозина, результаты следствия должны быть получены к концу февраля, и от общественности ничего скрывать не будут, пишет «Российская газета».
Ранее было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за повреждение военного имущества по неосторожности и превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий.