В действительности таких случаев гораздо больше, сказал президент ШПЛС Игорь Дельдюжов, предположив, что речь идет о сотнях подобных инцидентов. «Бывает, летчики спят в тот момент, когда их не зовут, или они как-то договариваются потом, чтобы на них документы не оформлялись», — сказал он.
По словам эксперта, с уснувших пилотов потом берут объяснительные: они пытаются все списать на технику, что не слышали или что никаких вызовов не было. «Но такие объяснения обычно не принимают: на борту самолета пять радиостанций, и на потерю связи длительное молчание не спишешь», — подчеркнул Дельдюжов.
О засыпании пилотов за штурвалом рассказали все опрошенные «Известиями» летчики. Авиакомпании такую информацию официально не сообщают, однако в приватных беседах подтверждают, что такое случается регулярно.
Президент ШПЛС Игорь Дельдюжов отметил, что в последнее время ситуаций, при которых пилоты спят, а вместо них самолет ведет автопилот, становится больше, потому что летчики «Аэрофлота» летают на дальние расстояния без усиления — дополнительного пилота — с 2010 года.
В самой авиакомпании «Аэрофлот» изданию заявили, что время работы зависит от самих пилотов. «У нас недавно была введена норма 900 летных часов в год. Причем опционально, не в обязательном порядке, а чтобы зарабатывать 350 тыс. рублей в месяц. Это норма налета летчиков европейских авиакомпаний», — сказал собеседник газеты. Помимо этого, отметил он, у летчиков «Аэрофлота» 70 дней отпуска в году.
Между тем Игорь Дельдюжов сообщил газете, что для улучшения условий работы летчиков Шереметьевский профсоюз в июле 2011 года отправил в Минтранс предложения по изменению положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ». Однако, отметил эксперт, до сих пор не было создано даже комиссии, которая бы этот вопрос рассмотрела.
В Минтрансе «Известия» заверили, что пожелания летчиков без внимания не останутся. Начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов заявил, что предложения профсоюза учтены и внесены в проект 139-го приказа, разработанного совместно с Профсоюзом летного состава. По его словам, в настоящее время проект приказа проходит обсуждение в авиационном сообществе.
Издание подчеркивает, что к серьезным инцидентам сон пилотов за штурвалом пока не приводил, однако, очевидно, что безопасность пассажиров в такие моменты поставлена под угрозу. Подобные случаи зарегистрированы в том числе за рубежом. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) даже в связи с этим решило снизить нормативы по максимальной продолжительности рабочего дня пилотов.