69 лет назад именно здесь произошли события, которые, по сути, решили судьбу всего мира, переломив ход Второй мировой войны. Захват Сталинграда для фашистов был важной стратегической задачей. Понимали это и защитники города, которые 200 дней и ночей стояли насмерть, но не отдали его врагу. 2 февраля в России — день воинской славы.
Самым молодым — за 85, но в этот день они забывают про хвори, собираются за накрытым столом, вспоминают своих товарищей и шумно поздравляют друг друга.
Летом 1942 года Гитлер решил захватить Сталинград. Перекрыть пути, по которым шло снабжение Красной Армии, а себе проложить дорогу к бакинской нефти. То, что город носил имя Сталина, могло бы стать еще и политической победой. Поэтому удар был чудовищной силы: сотни самолетов, танков и почти два миллиона солдат.
Татьяна Мохова, которой недавно исполнилось сто лет, вспоминает: с первых дней войны она работала в госпитале медсестрой. Как обороняют город было понятно по тому, что вместе с хирургами по трое суток не выходила из операционной.
«И поступали к нам со свежими ранениями, кровь свежая, красная, она даже не потемнела. Я понимаю, что где-то рядом бои идут», — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы Татьяна Мохова.
Легендарный дом Павлова — пример того, как сотни полуразрушенных домов советские солдаты превращали в обороняющиеся крепости. Андрей Иванов, который, как и Татьяна Мохова, разменял вторую сотню лет, рассказывает: тогда, он, лейтенант милиции, получил задание — взорвать один из цехов тракторного завода, в котором ремонтировали наши танки.
«Как немец шел близко, чтобы было возможно взорвать, и были ко мне прикреплены пять саперов. Там и взрывчатка была, чтобы немцам не досталось — крайние меры», — рассказывает участник Сталинградской битвы Андрей Иванов.
Контрудар наших войск в ноябре 42-го решил исход битвы. Через четыре дня после начала наступления в окружении оказались 22 немецких дивизии, а второго февраля 43-го противник был разгромлен окончательно. Убитыми и ранеными вермахт потерял полтора миллиона человек. В плен сдались десятки генералов и один фельдмаршал.
Мужество защитников города потрясло весь мир. На Тегеранской конференции Уинстон Черчилль вручил Сталин королевский меч в знак восхищения от британского народа.
Иностранные государственные деятели и журналисты побывали в Сталинграде сразу после его освобождения. На протяжении 40 километров — сплошные руины, горы обломков и перепаханной взрывами земли. Представитель президента США Дэвис заявил: «Ваш город лучше строить заново на новом месте». Сталинградцы думали иначе.
«Наши все люди были против. Все хотели только здесь, поэтому стали все убирать. Все вышли. Все женщины и дети, которые могли хоть чуть-чуть чем-то помочь, все вышли и убирали», — говорит участник Сталинградской битвы Татьяна Мохова.
9 мая 45-го жители Сталинграда встречали уже в возрождающемся городе. А иностранные газеты, подчеркивая значения победы на Волге, в те дни писали: «Семена, посеянные в Сталинграде, дали самый обильный и прекрасный урожай, которого только можно было ожидать!».