Таджикистан: месяц после землетрясения – помощи нет

Тысячи жителей Тавильдаринского района Таджикистана, пострадавших в результате мощного землетрясения в ночь на 13 мая, нуждаются в срочной гуманитарной и медицинской помощи, заявляют представители международных гуманитарных организаций.

Самой большой проблемой они называют нехватку чистой воды и свежей пищи. Большинство пострадавших лишены даже элементарных средств личной гигиены.

В результате землетрясения магнитудой 6 погибли по меньшей мере два человека, десятки получили ранения. Около 3 тыс. человек остались без крова.

По официальным данным, общий размер ущерба от стихии составил более 7 млн сомони (около 1,5 млн долларов). Для одного из беднейших государств Центральной Азии эта сумма внушительная.

Жизнь во времянках

Сильнее всего последствия землетрясения ощутили жители Тавильдаринского района страны.

В селениях Чилдара и Рубнол, практически полностью разрушенных стихией, сельчане уже больше месяца ютятся в палатках. В каждой из таких времянок проживают по 15-20 человек. Рядом с палатками разбросаны вещи, посуда, одежда – всё то, что в ночь землетрясения удалось вынести и спасти.

Большую часть времени люди вынуждены проводить на улице. Учитывая массовую безработицу в регионе и бедность населения, для многих сельчан строительство новых домов – непосильная задача.

Тавильдара – горный регион и в ночное время температура здесь опускается до 5-10 градусов выше нуля.

«В нашей палатке живут 23 человека, большинство из них дети, – рассказывает жительница кишлака Чилдара Гулнигор Палаева, воспитывающая 11 детей. – Мой дом разрушен полностью, дом моей дочери тоже разрушен. Самостоятельно отстроить или отремонтировать жилье мы не сможем. Работы в селе нет никакой. Мой муж более 20 лет проработал учителем, а теперь он рабочий на стройке. Другой возможности заработать у нас нет. Питаемся тем, что удастся найти. Зарплаты мужа не хватает».

Среди пострадавших много женщин и детей. Положение последних вызывает озабоченность сотрудников гуманитарных организаций. Школы в Чилдаре и Рубноле полностью разрушены, и сельчане не знают, где будут учиться дети, когда наступит новый учебный год.

В ожидании обещанной помощи

Тавильдаринский район расположен на востоке Таджикистана, в 200 км от Душанбе. С центром страны регион соединяет только автомобильная дорога, которая часто оказывается перекрыта из-за снегопадов, камнепадов и селевых потоков.

Добраться до многих отдаленных кишлаков горного края зимой практически невозможно. Чтобы добраться до райцентров, сельские жители используют лошадей и ослов.

«Мы хотим переселиться в другие регионы страны, потому оставаться в этих местах небезопасно. Гора рядом с кишлаком раскололась надвое, и геологи не советуют продолжать строительство», – говорит Махмадбурхон Махмудов из селения Рубнол.

Сразу после удара стихии в пострадавшие районы выехала специальная комиссия по оценке последствий землетрясения. Пострадавшим выдали единовременную продовольственную помощь, небольшое денежное пособие и пообещали компенсировать расходы на строительство жилья. Однако прошло уже больше месяца, а люди так и не получили обещанных компенсаций.

«Приезжала комиссия, которая посмотрела, как мы живем. Им накрыли богатый дастархан, они поели и уехали, а мы остались со своими проблемами, – говорит житель Чилдары Абдусами Джурабеков. – В списке нуждающихся в первоочередной помощи, составленном МЧС, оказались фамилии самых состоятельных жителей нашего кишлака, да к тому же их дома и пострадали меньше всего, но кому жаловаться на беспредел, как докричаться до президента?»

«Не испортить настроение президента»

Пострадавшие жители намерены обратиться к президенту Эмомали Рахмону за помощью. Попросить ее лично у главы государства, когда тот посещал зоны стихийного бедствия, им не удалось. В тот раз поговорить с президентом разрешили не всем и не обо всем. Местные власти заранее обговорили темы для бесед, а также подготовили собеседников для общения с лидером, не допустив на встречу наиболее активных сельчан.

«Я написала жалобу президенту и хотела передать ее лично ему, но меня даже близко не подпустили к зданию, где проходило заседание, – сетует жительница Чилдары Гулнигор Палаева. – Я простояла там несколько часов, плакала и умоляла разрешить мне поговорить с ним и рассказать о своих проблемах, о том, что без помощи государства моя семья погибнет, но мне не позволили этого сделать».

«Когда нам сказали, что президент приедет в наш кишлак, я был уверен, что он посетит мой дом, – вспоминает Мухаммади Махмудов из Рубнола. – Я готовился к встрече. Я 40 лет проработал учителем. Теперь я бездомный пенсионер, живущий на 60 долларов [в месяц]. Землетрясение уничтожило все, что было нажито мной и моими сыновьями за все эти годы. Но глава государства ничего этого не увидел. Видимо, чиновники боялись испортить ему настроение, а меня предупредили, чтобы я ничего лишнего не сболтнул».

По словам первого заместителя председателя Тавильдаринского района Курбона Махмадова, власти стараются оказать посильную помощь нуждающимся.

«В районе полностью разрушены 90 домов, более 70-ти – частично. Восстановление разрушенного хозяйства, переселение и оказание помощи требует огромных затрат, и поэтому быстро устранить все последствия не удается, но государство делает все возможное», – заявил Курбон Махмадов.

Главная проблема – деньги

Тавильдара – бедный регион даже по меркам Таджикистана. Из-за отдаленности от центра и нехватки плодородных земель цены на основные продукты питания и товары первой необходимости здесь в среднем в два раза выше, чем в других регионах страны.

«Мы перебиваемся с хлеба на чай, – говорит Махмадбурхон Махмудов. – Сейчас вот появилась в горах зелень. Когда есть молоко, готовим молочную похлебку. Воду приходится таскать из горных источников за несколько километров от наших домов».

В Тавильдаре холода наступают намного раньше, чем в центральных и южных частях страны. Жители разрушенных селений всерьез опасаются, что, если власти не помогут отстроить дома до начала осени, им придется непросто.

«Лето можно как-то пережить, но осенью и зимой будет очень холодно. Где тогда мне с семьей прятаться? Дети уже мерзнут сейчас. В палатке ведь нет никаких условий, мы практически на голой земле», – говорит Фатхиддин Шарипов из Чилдары.

Один из самых больших районов в регионе не имеет собственной больницы. В лучшем случае в селениях работают небольшие медпункты.

В случае необходимости больных везут в районный центр Гарм, который находится в 120 км от Тавильдары. Но услуги частных извозчиков многим не по карману.

Местным жителям остается лишь надеяться на лучшее, постоянно помня о том, что землетрясения происходят в Таджикистане регулярно. Одно из самых катастрофических произошло в 1949 году на востоке страны и унесло жизни более 30 тысяч человек.

В советские времена в стране действовали десятки сейсмических станций, многие из которых были разрушены во время гражданской войны 1992-97 годов. Сегодня система оповещения только восстанавливается, и на это требуются средства немалые деньги.

http://www.bbc.co.uk

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.