Путинская Россия ничего не забывает

Государственная власть безжалостно действует против активных граждан, которые год назад приняли участие в демонстрации против существующего режима.

Таких молодых людей как Леонид Ковязин в России называют «ботаниками». Худощавый, немного покатые плечи, смущенный взгляд. Он все время нервно поправляет очки. Он стоит внутри металлической клетки в помещении одного из московских судов. Ковязина доставили сюда из его родного города Кирова. Судья спрашивает его, зачем он во время митинга, проходившего 6-го мая, опрокидывал биотуалеты. «Полиция напала на людей, и мы хотели их защитить», — отвечает он.

 

Это судебное заседание состоялось в сентябре прошлого года, и суд решил оставить студента из Кирова под стражей в изоляторе предварительного заключения. За решеткой он отметил свой 26-й день рождения, а в марте женился на своей подруге Евгении Тарасовой. Церемония бракосочетания продолжалась семь минут, после чего молодоженам было предоставлено полчаса времени. Оба они иначе представляли свою свадьбу, а Ковязин вообще не собирался жениться, поскольку не хотел «испортить жизнь» своей знакомой. Он исходит из того, что следующие несколько лет он может провести в тюрьме. Его обвиняют в «участии в массовых беспорядках».

 

6-го мая 2012 года, в день третьей по счету инаугурации Владимира Путина в качестве российского президента, в Москве прошла демонстрация, во время которой ситуация накалилась до предела, что в итоге привело к актам насилия. Десятки человек, демонстранты и полицейские, получили ранения, сотни людей были задержаны. В последующие недели и месяцы проводились аресты оппозиционеров, а также обыски в их домах. Генеральная прокуратура хочет доказать, что «массовые беспорядки» на Болотной площади во время проводившегося там 6-го мая прошлого года митинга были спланированы за рубежом и что соответствующее финансирование также поступило из-за границы. В настоящее время под прицелом российской юстиции находятся 28 человек. Многие из них такие же простые участники демонстрации, как и Ковязин.

 

На самом деле 6-го мая прошлого года он должен был принять участие в репетиции любительского театра в Кирове, в котором он уже давно играет.

 

Однако еще больше он мечтал снимать документальное кино. Он готовил видеоматериалы для провинциальной газеты «Кировский наблюдатель». И 6-го мая он был послан в Москву как журналист для того, чтобы снять репортаж о митинге. Его камера фиксировала события на Болотной площади, и этот репортаж можно посмотреть в его блоге. Демонстранты приближаются к Болотной площади, скандируя слова «Путин – вор». Обстановка ожесточенная, но спокойная. Перед площадью, на которой уже возведена трибуна для выступающих, колонна демонстрантов останавливается. Путь ей преграждают полицейские. В полной экипировке они выстроились в четыре ряда, их черные шлемы сверкают на солнце. Пожилая дама обращается к полицейским: «Как вам не стыдно!» Демонстранты некоторое время ждут, а затем начинают усаживаться на асфальт.

 

Человек с лысиной достает гитару, и все начинают петь хором песню времен Второй мировой войны: «И, значит, нам нужна одна победа». Молодая женщина лежит на дороге и улыбается, а затем вдруг встает на ноги. «Они давят», — кричит кто-то. Настроение резко меняется. Демонстранты кричат: «Дайте нам пройти». Неожиданно в объективе камеры появляются молодые люди из первого ряда в масках.

 

Человек с длинными волосами что-то неясно говорит о штурме Кремля. Камера Ковязина начинает раскачиваться. Полицейские приближаются к толпе и кричат «Назад!» «Ребята, не бейте меня», — просит кто-то. Полицейские грубо бросают людей на землю. На асфальте что-то горит. Ковязин все время продолжает снимать своей камерой образовавшийся хаос. Полицейские оттаскивают мужчин и женщин.

 

Люди кричат: «Позор!» На лицах можно заметить панику. Полицейские размахивают дубинками. Демонстранты свистят и называют полицейских «фашистами». Женщина в белом кружевном кардигане истерически вращает головой и повторяет: «Так не должно быть». Собравшиеся на площади кричат «Свобода» и «Мы остаемся». Кто-то устанавливает палатку. В кадр попадает мужчина с окровавленным лицом. Полицейский шлем плавает в воде. Вскоре после этого камера выключается.

 

В этот момент что-то происходит в голове у самого Ковязина. В образовавшейся панике он уже не безучастный наблюдатель. Еще на одном видео показано, как он вместе с другими участниками акции толкает опрокинутые туалетные кабины, и делается это для того, чтобы преградить путь полицейским. После митинга его задерживают за нарушение общественного порядка. Затем его освобождают. А в сентябре в его доме, расположенном в одной из деревень под Кировом, проводится обыск, а его самого арестовывают и направляют в Москву. Зачем он начал переворачивать туалетные кабины? Он хотел устроить революцию? «Он никакой не революционер. Он хотел помочь людям», — говорит его жена Евгения Тарасова. Ковязин на самом деле не является членом какой-либо политической организации, и у него нет иллюзий относительно возможности смены власти в России в ближайшее годы. То, что он сделал 6-го мая, является следствием паники, утверждает его адвокат.

 

Десятки людей обвиняются в участии в беспорядках, в призывах к массовым беспорядкам и в применении насилия в отношении полицейских. У обвиняемых различные биографии. Среди них, например, 57-летняя пенсионерка Елена Кохтарева. На одном из видео можно рассмотреть, как она бросает в полицейских пустые пластиковые бутылки. 19-летняя анархистка Александра Духанина якобы бросила в полицейских камень. Она находится под домашним арестом, тогда как Кохтарева не имеет права покидать Москву. Большинство обвиняемых мужского пола находятся в тюрьме уже около года. Среди них много активистов левого движения, студентов, есть также ученый-физик и заместитель директора одного издательства. Некоторых из них обвиняют в том, что они бросали в полицейских куски асфальта, а другим вменяется в вину нанесение ударов полицейским. Владимир Акименков из организации Левый фронт болен, и в условиях изолятора предварительного заключения у него портится зрение. Михаил Косенко содержится в психиатрическом отделении тюремной больницы.

 

Что же произошло 6-го мая 2012 года на Болотной площади? На 7-е мая было запланировано приведение к присяге Владимира Путина в качестве российского президента на шестилетний срок. После протестной зимы полиция опасалась распространения духа оранжевой революции, как это произошло на Украине, когда оппозиционеры на площади Майдан установили палатки и заставили Януковича провести новые выборы. Часть российской оппозиции, которая в России расколота и представляет собой широкий спектр от левых до националистов, была разочарована и потребовала проявления большей смелости. Некоторые активисты хотели разбить в Москве палаточный лагерь, тогда как другие призывали к тому, чтобы 6-го мая провести акцию не на Болотной, а на Театральной площади, и оставаться там как можно дольше, до инаугурации Путина. 6-го мая полиция в любом случае была намерена не дать демонстрантам возможности перейти через мост и направиться к Кремлю. Мост был заблокирован автомобилями для уборки улиц, а полицейские выстроились там в несколько рядов. Все это привело к тому, что проход людей на Болотную площадь был ограничен.

 

Ситуация стала еще сложней, когда руководители оппозиции начали сидячую забастовку, а некоторые участники демонстрации попытались прорвать полицейский заслон. Однако образовавшийся хаос, судя по всему, не был заранее спланирован ни представителями оппозиции, ни полицией. Генеральная прокуратура обвиняет оппозицию в планировании массовых беспорядков. Тогда как оппозиция говорит о настроенных на применение насилия провокаторах и требует расследовать действия полицейских во время проведения митинга.

 

Этот случай приобрел в октябре совершенно иное звучание. Близкий к государству телеканал НТВ показал фильм под названием «Анатомия протеста».

 

Там было использовано видео, которое якобы было снято скрытой камерой летом в белорусской столице Минске. В этом видео фигурируют российский левый политик Сергей Удальцов, грузинский депутат Гиви Таргамадзе, а также два активиста левого движения – Леонид Развозжаев и Константин Лебедев.

 

Качество записи очень плохое, и поэтому в фильме были использованы субтитры. В нем утверждается, что Таргамадзе финансировал российскую оппозицию. Якобы собравшиеся там люди планировали организацию беспорядков по всей стране, а также захват власти в Калининграде (Кенигсберг) и во Владивостоке. После показа этого фильма российский Следственный комитет возбудил уголовные дела против всех его фигурантов. Хотя использованное видео было сделано в июне, этот случай следственные органы связали с якобы имевшими место массовыми беспорядками 6-го мая. Через некоторое время начались обыски в домах региональных активистов Левого фронта, возглавляемого Удальцовым.

 

Сам Удальцов, находящийся в настоящее время под домашним арестом, называет это видео фальшивкой. Развозжаев попытался получить убежище на Украине, однако был возвращен в Россию. Он сначала дал признательные показания, однако позднее от них отказался и заявил, что они были сделаны под пытками. Против него было возбуждено второе уголовное дело, и он был отправлен в Сибирь. Адвокаты Развозжаева говорят о том, что на него оказывается сильное давление.

 

Лебедев, в отличие от Развозжаева, поддерживает версию обвинения. Он заявил, что действительно получил деньги из Грузии и вместе с другими фигурантами дела планировал организацию массовых беспорядков, а также проведение «тренировочных лагерей». Якобы поэтому он рассчитывал на более мягкий приговор – в итоге он получил четыре с половиной года тюрьмы. Оппозиция была шокирована его признанием. Его бывшие коллеги вспоминают о том, что Лебедев начал свою карьеру в близком к Кремлю молодежном движении. Они также задают вопрос о том, не сотрудничал ли он с самого начала со спецслужбами?

 

Верные Кремлю телеканалы весь год подробно сообщали о новых арестах и обысках. Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин почти каждый день появлялся в новостях.

 

Такие понятия как «массовые беспорядки» и «зарубежное финансирование» оказывали воздействие на сознание телезрителей. Это дело было разделено на несколько процессов, и большинство из них должны начаться летом. Вместе с процессом против блогера Алексея Навального их можно считать ударом, наносимым по противникам Путина. Параллельно с расследованием средства массовой информации проводят свою кампанию по дискредитации оппозиции.

 

То политическое значение, которое приобрело это дело, значительно осложняет положение обвиняемых участников демонстрации, в том числе и студента Ковязина из города Кирова. Вместо банального нанесения имущественного ущерба он теперь обвиняется в участие в беспорядках, цель которых состояла в организации революции и захвате власти. Государство намерено создать из дела о беспорядках 6-го мая прецедент, и поэтому приговоры могут оказаться весьма суровыми.

 

В изоляторе предварительного заключения Ковязин остается верным своему увлечению и продолжает документировать происходящие события. Он описывает обыденную жизнь, а также своих сокамерников. В своем дневнике он пишет: «Камера размером восемь метров на три метра. Стены выкрашены в светло-зеленый цвет, освещение тусклое. Окна мутные. Кровати, естественно, металлические, и через три дня решетки через матрас начинают колоть спину. Но потом к этому привыкаешь». Именно в такой камере он может провести следующие несколько лет своей жизни.

 

Оригинал публикации: Putins Russland vergisst nicht / («Die Welt», Германия)

http://inosmi.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.