Пресса подвела итоги года в России и констатировала: власть стала удивлять

В последние дни декабря пресса по традиции подводит итоги года. Многое оказалось непредвиденным или произошло впервые. По сравнению с тем, как этот год начинался в политическом смысле, многое из того, что произошло в конце, стало сюрпризом, а то и сенсацией. Для политического процесса в 2013 году характерна противоречивость в обозначении и проведении единой линии, что влечет за собой конфликты решений. Власть стала удивлять, пишет «Коммерсант» и приводит конкретные примеры.

 

В частности, некоммерческие организаций (НКО) весь год подвергались давлению со стороны властей, но в декабре стало известно, что некоторые из числа не устраивающих конъюнктуру НКО получили президентские гранты, в том числе фонд «Голос-Урал», которому ранее было отказано в финансировании. Кроме того, Владимир Путин лично встретился с правозащитниками — впервые с 2004 года.

 

Или же сфера борьбы власти с коррупцией. В конце октября глава кремлевской администрации Сергей Иванов впервые публично подвел итоги кампании по проверке чиновничьих деклараций: объявил, что 200 человек были уволены в связи с утратой доверия, и сообщил о 18 «углубленных антикоррупционных проверках» в отношении высокопоставленных представителей власти.

 

Как напоминает издание, по обвинению в коррупции в 2013 году были арестованы мэры двух региональных центров: оппозиционный руководитель Ярославля Евгений Урлашов и Михаил Столяров, победу которого на выборах в Астрахани в марте 2012 года отстаивали «Единая Россия» и Центризбирком.

 

Однако антикоррупционные усилия властей смазываются тем, как развивались и развиваются события вокруг экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Как известно, после долгой «раскачки» его обвинили в халатности в рамках дела об элитной базе отдыха в Астраханской области, принадлежавшей зятю бывшего министра Валерию Пузикову, благоустройство которой проводилось за счет армии. Однако Сердюков, скорее всего, попадет под президентскую амнистию к 20-летию Конституции РФ. К тому же ранее он успел трудоустроиться в «Ростехнологии», где заявили, что уголовное дело службе не помешает.

 

Показательный пример непоследовательности властей — судьба Владислава Суркова, продолжает газета. В мае Владимир Путин уволил его с должности главы аппарата правительства, что многие расценили как изгнание, однако в сентябре Сурков занял пост помощника президента, отвечающего за важнейший для Путина участок — социально-экономическое развитие Абхазии и Южной Осетии.

 

В Кремль вслед за Сурковым взяли и Олега Говоруна, поставив во главе управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Это случилось через год после того, как Говорун был чуть ли не с позором уволен Путиным из правительства за неисполнение его инаугурационных указов.

 

Противоречия просматриваются и в том, как власть продвигает объявленную в этом году реформу по объединению Высшего арбитражного суда (ВАС) и Верховного суда (ВС). В своем декабрьском Послании парламенту президент Путин объяснил необходимость внесения соответствующих поправок в Конституцию тем, что эти суды выносят «разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же», в результате чего «возникает правовая неопределенность».

 

Однако конкретных примеров таких расхождений никто до сих пор так и не привел — ни при обсуждении в профильном комитете Госдумы, ни на ее же пленарном заседании. При этом Дума проигнорировала всю критику и замечания глав ВС и ВАС, приняв президентский законопроект. Так же поступил Совет Федерации.

 

«Ведомости», подводя итоги года, также констатируют: год начался с атаки на оппозицию, а завершился двумя амнистиями (помимо «конституционной», была еще экономическая, которая тоже исходила от президента) и грантами для правозащитников. Конец года запомнился яркими либеральными решениями Владимира Путина: помилован Михаил Ходорковский, амнистированы некоторые фигуранты «болотного дела», активисты Greenpeace и участницы Pussy Riot.

 

Но либеральные меры воспринимаются как половинчатые, продолжает издание. Часть фигурантов «болотного дела» остается в тюрьме. Экономическая амнистия затронула чуть более 1500 человек, при том что по экономическим делам сидят около 100 тысяч. Ходорковский освобожден, но из-за 17-миллиардного долга государству в рамках незакрытого иска по первому делу ЮКОСа не считает возможным вернуться в страну, поскольку тогда станет невыездным.

http://www.newsru.com

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.