Последнее слово — за российской оппозицией

«Для русского языка этот год оказался плодотворным благодаря акциям протеста», — утверждает московский корреспондент The Washington Post Уилл Ингланд.

 

«Никогда раньше не появлялось так много новых слов и не было такой динамики», — приводит он мнение филолога Михаила Эпштейна, в 2007 году организовавшего конкурс «Слово года». «В то время как в политическом отношении оппозиция проиграла, в лингвистическом она выиграла», — считает Эпштейн.

 

Эпштейн собирает группу лингвистов, которые голосуют за неологизмы и старые слова, получившие новое значение за прошедший год, рассказывает автор статьи. Среди самых популярных слов 2012 года — «автозак», «оккупай», «панк-молебен», «пуссирайот», «религархия». Словом года стала «Болотная».

 

В прошлые годы слово «болото» в политическом контексте означало сборище ничем не примечательных, бездеятельных депутатов. Но «Болотной» также называется площадь, где в прошлом году прошли самые значимые политические акции протеста, поясняет автор статьи.

 

То, что 2012 год оказался таким богатым на неологизмы, по мнению Эпштейна, «предполагает, что энергия мысли у оппозиции оказалась гораздо сильнее, ярче и выразительнее, чем у властей».

 

Далее Уилл Ингланд приводит любимый неологизм филолога и журналиста Ольги Северской «альфа-журавль» — насмешливый намек на полет Путина на дельтаплане якобы с целью повести за собой мигрирующих молодых стерхов.

 

Как сообщает корреспондент, фразой года стало название «панк-молебна»: «Богородица, Путина прогони!». Кроме того, в конкурсе Эпштейна была рубрика «антиязык», то есть пропагандистский язык, искусственно искажающий смысл слов; здесь лидировало выражение «оскорбление чувств верующих», пишет автор статьи.

 

Журналист Андрей Архангельский отметил старое заимствование из английского языка — «митинг». В советские времена это слово стало ассоциироваться с показным энтузиазмом, скукой и неизбежным принуждением, но в 2012-м «митинг» стал означать событие, объединяющее людей, недовольных системой. Оппозиции удалось «оккупировать язык», полагает Архангельский, сотрудник «Новой газеты».

 

Источник: The Washington Post

http://inopressa.ru

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.