Несмотря на санкции, могущественные друзья Путина сплачиваются вокруг него

Братья Ротенберги почувствовали укол американских санкций, но, как и другие члены «петербургского кружка», а также кремлевская элита в целом, вряд ли изменят свой образ действий, полагает корреспондент Time Саймон Шустер.

 

Автор описывает злоключения клиентов СМП-банка в минувшую пятницу, когда их кредитные карты перестали функционировать. «Другие российские банки прекращали все операции с СМП, изолируя его от финансовой системы», — утверждает автор.

 

К обеду в головной офис прибыли акционеры, братья Борис и Аркадий Ротенберги. «Они поняли, в чем причина. Оба брата — друзья детства президента Путина, и днем ранее они были включены в санкционный список США наряду с 18 другими друзьями и приближенными Путина», — говорится в статье. «Хотя санкции не коснулись СМП напрямую, замораживание американских активов братьев Ротенбергов, видимо, стало достаточным основанием для Visa и Mastercard, чтобы прекратить обработку транзакций банка в пятницу и субботу», — говорится в статье.

 

Как бы Путин ни пытался демонстрировать, что санкции его не волнуют, они все же причинили ущерб людям из его ближайшего окружения и спровоцировали волну паники в их бизнес-империях.

 

Но, на взгляд Шустера, санкции вряд ли вынудят Путина пересмотреть стратегию на Украине или следовать линии Запада. «По крайней мере, некоторые из его бывших доверенных лиц и высокопоставленных советников говорят, что санкции уже заставили ближний круг сплотиться вокруг российского президента. В ближайшие месяцы и годы эти российские элиты только укрепят свое антагонистическое отношение к Западу и упрочат связи с державами Азии», — прогнозирует автор.

 

В Вашингтоне рассуждают так: поддержка Путина в кругах российской элиты зависит от того, способен ли он защитить ее интересы на Западе, где учатся дети ее представителей и хранятся банковские вклады. «Если поставить их перед выбором: сохранить богатство либо поддержать Путина, многие как минимум начнут сомневаться в своей лояльности», — пересказывает автор слова экс-премьера Михаила Касьянова. «Я на днях видел некоторых депутатов, на которых наложили санкции, — они очень встревожились. Они этого не ожидали», — сказал Касьянов.

 

Автор делает экскурс в историю: «Ельцин доверил чужаку Путину президентский пост, но все же был достаточно мудр, чтобы окружить Путина чиновниками, близкими к «Семье».

 

В 2000 году Аркадий Ротенберг и один из его деловых партнеров получили контроль над производством водки и других спиртных напитков. «Это было одно из первых решений Путина на посту президента — создание алкогольной монополии «Росспиртпром», — повествует Шустер. Андрей Илларионов, в то время советник Путина по экономике, говорит, что Путин сделал это за спиной «кремлевской экономической команды». По словам Илларионова, это резко шло вразрез с экономическими реформами, которые кремлевская команда разрабатывала вместе с Путиным: «это была пощечина». Когда Илларионов и другие попытались высказать свои возражения, «он сказал, что это не наше дело и что мы не должны соваться», вспоминает Илларионов.

 

Илларионов заключает: в тот период Путин вводил «правила игры» в экономике для страны в целом, но в бизнесе давал своим друзьям «эксклюзивные экономические привилегии». Правда, Ротенберг и другие люди из петербургского круга настойчиво отрицают, что их успех в бизнесе как-то связан со знакомством с Путиным.

 

Со своей стороны, автор пишет: «В более широком смысле для того, как Путин правит российской экономикой, характерна одна ключевая тенденция — создание огромных корпораций, которые пользуются господдержкой и управляются его друзьями из Петербурга». Упоминаются имена Алексея Миллера, Игоря Сечина, Владимира Якунина, Юрия Ковальчука, его сына Бориса и брата Михаила.

 

Шустер подметил, что Миллер и Сечин не попали под санкции США. Возможно, они будут включены в «черный список», если нажим ужесточится. Но тогда окажутся под угрозой поставки нефти и газа в Европу.

 

Еще важнее, что толку от санкций будет немного, продолжает автор. «Если целью санкций было причинить боль Путину и его друзьям, то США могут объявить о выполнении миссии», — пишет он. По словам президента СМП-Банка Дмитрия Калантырского, его банк в пятницу попросил о срочных денежных вливаниях, и ЦБ РФ, вопреки собственным правилам, предоставил 1 млрд рублей.

 

Но, если США надеются заставить Россию больше не запугивать соседей и вернуть Крым Украине, вышеописанные санкции практически бесполезны. «Это как колоть медведя в лапу иголкой», — так выразился Илларионов.

 

В ответ Кремль только сплотится и ускорит стратегический поворот России к Китаю — перемену, которая планируется уже несколько лет.

 

«По популярности Путина санкции тоже не ударят», — пишет автор, поясняя, что его рейтинг сейчас достиг максимума за 5 лет. Политтехнолог Глеб Павловский говорит, что желание сплотиться вокруг лидера — обычное явление в «час иностранной агрессии». Даже те знакомые Павловского, которые раньше охладели к Путину, теперь стараются всеми силами ему помочь. «Элита возмущена этой атакой иностранцев и фактически это помогло сгладить трения, которые возникали в предыдущие годы», — заключил Павловский.

 

Шустер замечает: на такой результат Белый дом явно не рассчитывал.

 

Источник: Time

http://inopressa.ru

ВСЕ НОВОСТИ…

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.