Как самарские школьники сделали наноспутник

О том, что школьники из Самарской области создали прототип наноспутника SamSpace-1 мы сообщали чуть ранее. А теперь появилась более подробная информация.

Команды-победители конкурсов «Дежурный по планете», которые состоят из школьников команды всероссийского чемпионата CanSat и молодежной аэрокосмической школы (действует при институте ракетно-космической техники Самарского университета) стали участниками космической смены в «Сириусе» (Сочи), которая проходила с 1 по 10 марта 2019 года. Там, под руководством экспертов из Сколково, МГУ им. Ломоносова и РКЦ «Прогресс» они дорабатывали свои проекты, в числе которых было создание прототипа наноспутника SamSpace-1. Эксперты отметили глубокую проработку самарских школьников в первую очередь с теоретической точки зрения, а также направленность на импортозамещение компонентов: корпус и все системы прототипа наноспутника школьники делали самостоятельно – от моделирования плат до их пайки и программирования.

Проект команды школьников под руководством студента Самарского университета Алексея Кумарина представляет собой создание системы питания наноспутников с применением суперконденсаторов. Система энергопитания (СЭП) будет снабжать электричеством проект другой команды под руководством студента Самарского университета, постоянного педагога лабораторий Самарского университета в МДЦ “Артек” Андрея Черняева – который представляет собой собственно космический аппарат SamSpace-1 – прототип наноспутника дистанционного зондирования Земли в формате 3U. Кроме корпуса наноспутника команда Андрея Черняева разрабатывает и остальные подсистемы — бортовой компьютер, бортовой компьютер и систему ориентации и стабилизации (СОС).

«Мы изначально сделали акцент на том, что школьники сами разрабатывают наноспутник. А не собирают космический аппарат из предложенных им комплектов», — говорит Алексей Кумарин.

В результате работы над проектом школьники разработали все платы наноспутника. Также они провели расчеты энергобаланса, массы наноспутника, центра тяжести.

“Наша основная задача — обеспечение энергией наноспутника SamSpace-1, — рассказывает член самарской команды школьников Татьяна Старостина.Мы также планируем внедрить СЭП с суперконденсаторами не только в космическую отрасль, но и во многие промышленные сферы”.

«Организаторы конкурса «Дежурный по планете» заявили на космической смене в “Сириусе”, что собираются в 2020 году обеспечить запуск 5-10 наноспутников. К весне 2020 года мы планируем отдать космический аппарат на испытания», — говорит Андрей Черняев.

Задача разработчиков наноспутника — проверить работу всех систем на низких орбитах Земли.

Справочно:

Магистранты Самарского университета Андрей Черняев и Алексей Кумарин за год сформировали несколько команд школьников. Эти команды ведут работу над проектами по космической тематике. Обучение студенты ведут как дистанционно (скайп-конференции), так и очно: в Самарском университете и в ЦДТ «Металлург». Охват – школьники Самара и районы области. Направления работы: проектирование электроники, программирование встраиваемых систем, ПК, 3D-моделирование, прикладные расчёты. Используются такие технологии: C99, Atmel Studio, Altium Designer, MatLab, SolidWorks, Proteus. Школьники становятся призёрами всероссийских и международных конкурсов: icet-2018, «CanSat в России» («Воздушно-инженерная школа»), Zero Robotics. Две из трех школьных команд стали победителями конкурсов всероссийского проекта «Дежурный по планете»: «Спутник моей школы», «Оборудование космического аппарата» и «Спутник CubeSat».

CubeSat — формат малых спутников, имеющих размер от 100х100х113,5 мм и массу от 1 кг. Спецификации CubeSat были разработаны в 1999 году Калифорнийским политехническим и Стэнфордским университетами, чтобы упростить создание малых спутников.

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.