Вера Александровна Ершова

О Ершовой написано много. В книгах , журналах, газетах… И все же мне думается, о ней не сказано и десятой доли того, что можно было бы сказать и написать. Великая актриса, актриса вне времени, одна из тех, без кого невозможно представить себе не только старейший коллектив Российской провинции — Самарский академический театр драмы – но вообще Самару, звезда, несравненный мастер сцены, тонкая изысканная натура, любимица нескольких поколений театралов самых разных сословий и возрастных групп , она своим творчеством и всем своим существом напоминает нам о непреходящих духовных и человеческих ценностях.

Более 60 лет Вера Александровна Ершова отдает свой труд и талант самарскому зрителю. Уникальная, удивительная цифра! Тем более, что за долгие годы актриса не только не примелькалась, не утомила зрителей, а наоборот с каждым новым сезоном встречала, пожалуй, возрастающий интерес к своему творчеству. Любовь зрителей выражалась и в долгих искренних овациях после каждых спектаклей, и в многочисленных благодарственных письмах, и, наконец, в тех документах, которые венчали признание ее заслуг. Вера Ершова последовательно становилась Заслуженной и Народной артисткой республики, лауреатом Государственной премии РСФСР, Народной артисткой СССР, лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска», Почетным гражданином города и губернии. Отмечалась не только ее театральная и общественная деятельность. Достаточно сказать, что 18 лет она была депутатом народных Советов – и районного, и городского, и областного. Долгое время являлась заместителем председателя Куйбышевского областного комитета защиты мира. Она награждена самыми высокими наградами – Орденом Ленина и Орденом «За заслуги перед Отечеством» 1V степени.

Известность Веры Ершовой не просто велика. Письма и телеграммы к ней идут из самых разных городов и в театр и на домашний адрес. Разные годы, разные подчерки. Но смысл один и от же : глубокая и искренняя благодарность актрисе за ее колоссальный труд на сцене, за ту искру души, частицу которой Ершова отдает зрителю. О ней написано множество статей, снят документальный фильм. Однако вполне заслуженная слава и преклонение, восторженные письма , высокие звания и награды отнюдь не вскружили ей голову, не изменили склад ее характера. И в прошлом и сегодня она безоглядная труженица, всю себя отдающая театру, бесконечно преданная искусству. В одном из интервью она призналась: «Примадонной, клянусь, себя не чувствую. Работаю наравне со всеми. Если примадонна – то по ощущению огромной ответственности. Я обязана всегда быть на высоте в работе, но отнюдь не в требованиях какого- то особого отношения к себе, особых привилегий».

Свое призвание она чувствовала, наверное, с рождения. Ершова до сих пор вспоминает, как впервые в семь лет вместе с родителями пришла на детский утренник в театр. Помнит тот восторг, который испытала во время спектакля. Её родители не были связаны с театром, но очень его любили. В театральное училище она почему-то не решилась пойти сразу. Поступила в училище связи, где овладевала премудростями профессии электромонтера. Но призвание взяло свое. Она пришла в Саратовское театральное училище, блестяще сдала творческий конкурс и тут же была зачислена на первый курс.

Артистическая карьера Ершовой с самого начала складывалась счастливо. В начале своего творческого пути она встретилась с известным мастером советской реалистической режиссуры Александром Игнатьевичем Каниным и четыре года под его руководством работала в Курске. Опытный педагог разглядел особенности дарования молодой актрисы, научил взыскательности, трудолюбию и сразу повел на штурм самых высоких вершин мирового репертуара. В Курске восемнадцатилетняя актриса играла Джульетту, Луизу в «Коварстве и любви», Джен в «Марии Тюдор», Ларису в «Бесприданнице». Перелистывая сейчас старые газеты, читаешь:

«Бесспорно, хороша в роли Джульетты А.А.Гзовская. Но еще более привлекательна Джульетта в исполнении В.А.Ершовой»


«Успех спектакля- это прежде всего успех артистки Ершовой, выступающей в роли Ларисы. Ершова создает образ правдивый и поэтический». «Молодая актриса верно уловила психологический стержень роли – трагедию пылкой восторженной души, задыхающейся в пошлой среде обывателей и эгоистов».

Ершова всегда вспоминает Канина с чувством горячей признательности. Режиссер не только поверил в актрису, он открыл ей дорогу сценического реализма, правды переживаний, органической жизни в спектакле. Война заставила расстаться с Курском. Два года отняли поиски коллектива, в котором актриса почувствовала себя как в родном доме. Наконец в 1943 году она оказалась в Куйбышеве, и здесь среди ролей сыгранных Верой Александровной, оказалось немало таких, которые навсегда составляли мечту и славу актрис. Это Негина в «Талантах и поклонниках» , Софья в «Горе от ума», Панова в «Любови Яровой», Татьяна в «Разломе», Аркадина в «Чайке».

«Милый лжец»», «Странная мисс Севидж», «Старомодная комедия», «Ретро», «Визит старой дамы», «Мы не увидимся с тобой» выстраиваются в один ряд, раскрывая могучую энергию ее лиризма. Ее жизнь – это, прежде всего, роли и непременно роли характерные. А потому она ни на минуту не знает и не хочет покоя, и продолжает работать так же азартно и вдохновенно, правдиво передавая разные характеры, судьбы своих героинь. Светлой души человек Роза Александровна («Ретро»); обезумевшая от власти денег и злобы Клара Цеханасьян («Визит старой дамы»); вздорная, деспотичная Арина Петровна («Господа Головлевы»); мудрая, благородная Зинаида Антоновна («Мы не увидимся с тобой»); трагикомическая, стареющая и спивающаяся Анни («Яблочная леди), взбалмошная, провинциальная кокетка Анна Андреевна («Ревизор»); сложная противоречивая натура Елизаветы Английской («Елизавета Английская») ….. И все эти такие разные героини объединены актерской личностью Веры Ершовой, ее неизменным стремлением к правде, ее высоким исполнительским мастерством._ Артистический талант Веры Ершовой сумел решить и такую сложную задачу, как создание различных национальных характеров. Почти одновременно она играла такие очень различные роли, как Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтматова и Ханума в одноименной комедии А. Цагатели. Актрисе оказались одинаково подвластны и трагическая судьба старой киргизской крестьянки и карнавальное веселье грузинской свахи. А затем Ершова была удостоена Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского, прежде всего за то, что ей удалось воплотить красоту и силу истинно русской женщины Марии Сергеевны в спектакле Л. Леонова «Золотая карета».

В театре Ершова сыграла многих королев: француженку Елизавету Валуа, тоскующую по родине, чужую среди французского двора; жестокую, неукротимую в деспотической беспощадности Марию Тюдор; ее родную сестру Елизавету; их племянницу Марию

Стюарт и жену Эдуарда IV. В спектакле Шиллера «Мария Стюарт» Ершова проявила беспримерную, кажется в истории театра смелость, одновременно сыграв холодную, жестокую, «всю пронизанную холодом», черствую, желчную и завистливую тюремщицу, шотландскую королеву Елизавету и искреннюю, «чистую, точно светящуюся изнутри теплым мягким светом,,,», пленницу Марию Стюарт. В1978 году Ершова одна сыграла сцену свидания двух королев – без партнеров, без грима, без оформления. И зрители, которые восторженно ее приветствовали, увидели воистину чудо – мгновенного перехода от одного характера к другому.

А после «Старомодной комедии», ее узнала и полюбила, кажется вся страна. Не сотни, а тысячи писем пришли в адрес актрисы; и сколько в этих письмах искренней признательности, сколько любви к театру, сколько взволнованности и радости, сколько понимания глубокого гуманистического смысла пьесы А. Арбузова, что огромное значение этой работы Ершовой и ее полноправного партнера Михаила Гавриловича Лазарева, становится очевидным. Подумать только – Центральное телевидение, удовлетворяя заявки зрителей, семь раз демонстрировало «Старомодную комедию» в их исполнении.

Она удивительно может владеть гармонией ума, чувства, воли. Она знает меру для каждой секунды своего сценического бытия. Её женское обаяние и мощь Её таланта делает нас, зрителей Её соавторами. Великая актриса всегда владеет переполненным залом, часто вызывая настоящие овации, поднимающихся с мест глубоко взволнованных и благодарных зрителей.

Много удивительных незаурядных, «странных» женщин сыграла не самарской сцене Вера Александровна. Это и обворожительная, мудрая и пленительная Патрик Кембл из спектакля «Милый лжец». И экстравагантная Лидия Васильевна Жербер из «Старомодной комедии», которая любила лазить в спальню через окно, гулять под дождем и лихо отплясывать «шимми». А еще была потрясающая восьмидесятилетняя особа, пленившая глубиной своих чувств и незаурядностью мышления, восемнадцатилетнего юношу. Это Мод из спектакля «Гарольд и Мод» в превосходном дуэте с молодым Володей Гальченко. Ершова здесь была поистине молода и прекрасна. Она танцевала, смеялась, делала головокружительные кульбиты. И когда Гарольд — Гальченко смотрел на нее с обожанием и восхищением, зритель понимал его. Великая актриса вместе со своей героиней из капризного мальчика превратили Гарольда в хорошего, чуткого , взрослого человека, способного откликаться на чужую боль, радоваться жизни, просто от того, что рано утром всходит солнце, а по ночам на небе загораются звезды.

Эти ее «странные» женщины на протяжении стольких лет учили нас, зрителей добру и чуткости к ближнему. Учили, как сказал Экзюпери, быть в ответе за тех, кого приручили. Сегодня Вера Александровна, красивая , мудрая женщина с гордо поднятой головой переживает далеко не лучшие времена нашей жизни. Как-то в одном интервью корреспонденту «Волжской коммуны» она сказала: «Я не жалею ни о чем в жизни. Только о Николае Николаевиче Кузьмине. Когда он ушел из жизни, я потеряла все. Но во имя его памяти я продолжаю работать с восторгом. Он живет во мне и помогает во всем – я в это верю. И я счастлива, потому что у меня есть мой театр. Театр — мое дыхание, то без чего я себя не мыслю, без чего не смогу жить. Это мое лекарство, мое здоровье. Только это-то мне и нужно в жизни». Это искреннее признание Великой Актрисы в любви к искусству, к зрителям, к своей профессии, весь смысл которого в том, чтобы понимать, волновать и обогащать сердца человеческие. Эти слова прозвучали как клятва. И мы можем с уверенностью сказать, что Вере Ершова верна этой клятве всю жизнь.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.