Аналитики: идея ОП ограничить выдачу SIM-карт нарушает права граждан
В СМИ ранее появилась информация, что Общественная палата РФ предлагает ограничить количество SIM-карт, которыми может владеть один человек.
Ограничение числа выдаваемых SIM-карт нарушает права граждан РФ и не поможет бороться с обналичиванием незаконных доходов, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Ранее газета «Известия» сообщила о том, что Общественная палата РФ предлагает ограничить количество SIM-карт, которыми может владеть один человек. Издание писало, что на закрытом совещании в ОП предварительно решили, что россиянин может иметь не более 10 номеров сотовой связи, без разницы в выборе оператора. Целью этой инициативы общественники называют борьбу с обналичиванием незаконных доходов.
«Гражданин России вправе иметь столько SIM-карт, сколько хочет, это гарантировано Гражданским кодексом РФ, поскольку оператор связи не вправе отказать в заключении договора об оказании услуг связи», — сказал РИА Новости замдиректора департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи РФ Дмитрий Захаров.
При этом в перспективе потребность в SIM-картах будет только расти, считает Захаров. По его словам, они используются для различных устройств, например, охранных сигнализаций и «умных домов».
«Ограничить выдачу SIM-карт — не думаю, что это решение проблемы. Во-первых, проблема не является масштабной, во-вторых, ограничивает право человека. А любые ограничения вызывают обратную реакцию, придумают что-нибудь другое…. Если отмывание идет по SIM-картам, должна быть идентификация. Надо действовать в этом направлении — направлении идентификации. Если здесь не дорабатываем, тут надо думать», — считает председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.
Операторы тоже против
По закону «О связи» и правилам оказания услуг телефонной связи, оператор не имеет права отказывать физическим и юридическим лицам в заключении договора об оказании услуг, если абонент предоставил необходимые документы и информацию о себе, заметил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.
«Договор об оказании услуг связи является публичным, а в соответствии с Гражданским кодексом, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в рамках публичных договоров не вправе отказывать обратившимся к ним лицам в продаже товаров и предоставлении услуг», — сказал Солодовников.
Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева сообщила, что в компании ничего не слышали о закрытом совещании в Общественной палате и не обсуждали возможность введения лимита по числу мобильных номеров, оформленных на одного человека. По ее словам, такая инициатива никак не повлияет на уровень мошенничества, но приведет к ограничению конституционного права граждан на доступ к информации.
«Операторы связи при работе с электронными денежными средствами полностью соблюдают требования 115-ФЗ и взаимодействуют с Росфинмониторингом. «Вымпелком» взаимодействует с банками по пресечению мошеннических действий третьих лиц в рамках, установленных законодательством», — сказала Айбашева.
Противодействие мошенничеству
Эффективно противодействовать хищениям средств с банковских счетов с использованием мобильных устройств можно за счет тесного взаимодействия между банками, операторами связи, регуляторами и правоохранительными органами, так как все участники рынка дистанционных финансовых сервисов должны в первую очередь сами заботиться о лояльности своих клиентов, считает Солодовников.
Тем не менее SIM-карты в общественных местах, например, на вокзалах, раздаются открыто, без требования паспорта, а органы, которые обязаны пресекать данную деятельность, на это не обращают внимания, отметил Захаров.
«В Минкомсвязи России считают, что необходимо сосредоточиться на правоприменении: уже больше года назад вступили в силу поправки в федеральный закон «О связи», запрещающие продажу SIM-карт без предъявления паспорта и передачи паспортных данных оператору связи», — сказал Захаров.
По словам Солодовникова, в прошлом году МТС предприняла меры, снижающие риск вывода денежных средств с банковских и абонентских счетов за счет неправомерной смены SIM-карты.
«В 2014 году у нас запущено СМС-уведомление на «новую» и «старую» SIM-карты при замене последней, блокировка на одни сутки входящих и исходящих СМС-сообщений при замене SIM-карты по доверенности, а также блокировка на двое суток на вывод денежных средств с лицевого счета в рамках сервиса мобильной коммерции при замене Sim-карты», — сказал он.
По его словам, такие сроки позволяют реальным владельцам SIM-карт принять меры для блокировки своих счетов и ставят заслон мошенникам, которые, как правило, выводят денежные средства в первые часы после подмены SIM-карты.
«Кроме того, мы обсуждаем с участниками рынка возможность создания горячей линии, которая позволит банкам оперативно связываться с нами по фактам подозрительных действий или мошенничества», — сказал он.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.