ОАО «Кузнецов» — сердце военной техники

Дата 22 июня 1941 года навсегда разделила историю многих советских заводов на «до» и «после». Самарское двигателестроительное предприятие ОАО «Кузнецов», а в сороковые годы 20-го века завод №24 им. М.В. Фрунзе, был эвакуирован в Куйбышев из Москвы в начале войны, после того как столица оказалась в зоне действия немецкой авиации.

 

 

 

«Сердце» военной техники запускали здесь

 

 

Основной продукцией московского завода №24 им. М.В. Фрунзе на 22 июня 1941 года были авиационные моторы АМ-35А и АМ-38 конструкции ОКБ А.А. Микулина для самолетов МиГ-1, МиГ-3 и легендарного штурмовика Ил-2, один из которых стоит на памятном пьедестале в Самаре на одной из ключевых улиц города. За военные годы на трех авиастроительных заводах СССР было выпущено более 40 тысяч штурмовиков Ил-2, все двигатели к ним делал завод №24.

 

 

В меньших масштабах выпускались двигатели ГАМ-34бис, предназначенные для торпедных катеров, в 1943 году принимавших участие в Сталинградской битве.


 

Настройка двигателя АМ-42.

 

Всего за годы войны завод № 24 им. Фрунзе выпустил 43 523 двигателя.

 

 

В первый же день войны на завод рано утром вышли обе смены. За два месяца под непрерывными бомбежками фрунзененцы в полтора раза увеличили выпуск моторов для боевой авиации. В рекордные сроки был подготовлен к испытаниям новый мощный микулинский двигатель АМ-38, ставший «сердцем» штурмовика Ил-2. Таких темпов авиационное моторостроение еще не знало – и 23 августа 1941 года завод был награжден орденом Ленина.

 

 

Все предприятия авиационной промышленности перешли практически на круглосуточный режим работы. Начальники цехов, отделов, мастера в своих кабинетах и комнатах установили раскладушки и перешли на казарменное положение. Стране были нужны боевые самолеты: за несколько первых дней войны ВВС Красной Армии из-за огромных потерь фактически остались без штурмовой авиации. Немногочисленные «Илы» базировались очень близко от границы, в зоне досягаемости немецкой полевой артиллерии с территории оккупированной Польши. Немало самолетов было уничтожено в результате внезапного воздушного налета.

Сборка мотора на конвейере

 

 

От Москвы до Куйбышева – 108 дней

 

 

В последней декаде июля 1941 года Москва оказалась в зоне действия немецкой авиации. Завод им. М.В. Фрунзе, хорошо известный немецкому командованию, представлял собой важный объект. На планшете у сбитого фашистского летчика-бомбардировщика предприятие было обозначено как цель. В одну из ночей почти восемьсот зажигательных бомб было сброшено на завод – погибли и были ранены люди. Ежедневно бомбардировки заставляли прерывать работу на шесть-восемь часов, нервировали коллектив, выбивали завод из ритма, и 8 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации завода №24 в Куйбышев, на Безымянку, на территорию строившегося здесь завода №337.

 

 

9 октября стал первым днем эвакуации. Необходимо было в кратчайшие сроки снять с места огромный завод, погрузить и перебросить его за тысячу с лишним километров от Москвы, смонтировать и запустить производство.

 

 

14 октября первый эшелон с работниками завода был отправлен с заводской железнодорожной ветки. Рассматривался вариант отправки работников в Куйбышев пешей колонной. Люди знали: чтобы идти, придется оставлять семьи, бросать нажитое годами. К счастью, заводу удалось получить необходимое количество вагонов для полной эвакуации личного состава. Часть заводчан отправили на речных баржах. Почти два месяца добиралась до новой площадки колона автобусов, увозившая из Москвы последних фрунзенцев. Для того, кто уехал с поездами, дорога также оказалась неблизкой: вместо обычных в ту пору двух-трех дней ехали по месяцу и более.

 

 

 

Цена Победы

 

 

Новая площадка оказалась в зоне, огороженной рядами колючей проволоки, с высокими сторожевыми вышками. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Эвакуированные в Куйбышев москвичи не предполагали, что для большинства из них этот город станет постоянным местом жительства. Люди ехали в командировку. Они продолжали платить «за квартиру», оставленную в столице. Однако уже в 1943 году было принято решение не возвращать оборонные и стратегические предприятия в Москву. Эвакуированным сотрудникам стали возвращать квартплату, тогда для них стало очевидно, что домой они вряд ли вернутся. Именно эти люди сформировали ядро завода имени Фрунзе на долгие годы после войны.

 

 

В Куйбышеве люди жили на квартирах или домах колхозников в пригороде. Однако большинство оказались на перевалочных пунктах – в зданиях пединститута и школах. Спали «вповалку». Многие предпочитали жить на заводе, ночуя в корпусах, в канавах теплоцентрали. Чтобы облегчить быт сотрудников, завод наладил производство термосов, ложек и кружек.

 

 

Эвакуированные зачастую не имели теплой одежды – не успели захватить необходимое из дома, потеряли при переезде. Бывали случаи обморожения. Нормой стало работать под открытым небом, когда около станков разжигали костры, чтобы как-то обогревать обрабатываемые детали. В первые месяцы после эвакуации начались авитаминозные заболевания, появилась цинга. Когда на пустырях появились лебеда и крапива, работники общественного питания организовали их сбор.

 

 

Лишь к концу 1942 года по цехам была выдана теплая одежда, валенки и кожаная обувь, утеплены бараки и расквартированы рабочие, уже действовали несколько корпусов и испытательная станция, было закончено восстановление завода. К ноябрю на предприятии трудились свыше 31 тысячи человек, однако этого было недостаточно – к работам привлекли заключенных, для которых были выделены специальные охраняемые зоны.

 

 

Еще одной проблемой стал, как это ни странно звучит, патриотизм. Люди сознательно шли на мелкие кражи и хулиганство, чтобы лишиться «брони» квалифицированных специалистов и отправиться на фронт, зачастую даже в штрафной батальон.

 

 

Описывая военные годы промышленных предприятий, говоря о лишениях и суровых бытовых условиях, нельзя не сказать об огромных достижениях того времени. Как никогда активно велась рационализаторская работа – почти 60 млн рублей сэкономил завод в 1942-43 году благодаря новаторству изобретателей. Стахановцы, выполнявшие не менее двух норм за смену, получали первоочередное предоставление места в культурном общежитии, починку обуви и одежды, второй обед без карточек, прикрепление к специальному магазину, пропуска на автобусы на завод. В 1943 году на заводе каждый четвертый рабочий был стахановцем. Действовала библиотека, читальный зал, клуб художественной самодеятельности. Многие военные показатели навсегда остались верхней планкой, пределом возможностей, для трудовых коллективов.

 

 

На гребне войны

 

 

Когда немецкие дивизии прорвались к Сталинграду, коллектив фрунзенцев встал на стахановскую вахту. Дни этой вахты были ознаменованы организацией десятков фронтовых бригад, получивших звания «сталинградских». К концу года их было уже триста восемьдесят две. Сотни и тысячи фрунзенцев работали, перевыполняя новые, уже повышенные обязательства. В дни Сталинградской битвы заводу было приказано командировать в соединения штурмовой авиации бригады механиков и работников эксплуатационно-ремонтного отдела завода. Безупречная работа моторов ГАМ-34бис завода №24 получила высокую оценку военных моряков. Командующий Волжской флотилии контр-адмирал Д.Д. Рогачев направил на завод телеграмму: «Личный состав бронекатеров и командование ВВФ выражают благодарность коллективу завода за его продукцию, которая в боях за Сталинград показала хорошее качество и ни разу в боевой обстановке не подвела. Моторы работали без перебоев до семисот ходовых часов в ледовых условиях».


 

Подростки на сборке конвейере цеха сборки моторов

 

К 1945 году завод представлял собой мощнейшее предприятие, выходившее на перспективные разработки. Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. С.В. Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый «микулинский» АМ-42. Работы шли параллельно, конструкторские бюро делали одну, общую машину. Создание мотора велось в необычайно высоком ритме, все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть на фронт. Наконец, мотор был передан для испытаний в воздухе. 18 апреля 1944 года в небо поднялся новый Ил-10 с мотором АМ-42 завода №24 имени М.В. Фрунзе. За 1944 год был выпущен 501 мотор АМ-42 и 10330 моторов АМ-38Ф.

 

 

От завода №24 им. Фрунзе до ОАО «Кузнецов»

 

Митинг, посвященный вручению Красного Знамени ГКО, 8 сентября 1942 года.

 

2 июля 1945 года завод №24 им. М.В. Фрунзе награждён орденом Красного Знамени. За период Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено 3912 работников завода. У завода №24 им. Фрунзе счастливая судьба, он не стал частью великой советской истории, самоотверженный труд моторостроителей в тяжелых условиях послужил основой для мощного производственного комплекса – ОАО «Кузнецов», ведущего предприятия России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту авиационных, ракетных двигателей, газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.