В России могут появиться «элитные» прокуроры, способные посадить даже экс-президента

В России в скором времени может появиться еще один орган по борьбе с коррупцией — коллегия независимых прокуроров. Законопроект о ее создании уже внесен в Госдуму и будет рассмотрен осенью. Сторонники законопроекта ссылаются на опыт США, где спецпрокуроры инициировали Уотергейтский скандал и дело Моники Левински. Однако эксперты опасаются, что, как это нередко бывает, в российской действительности этот механизм может не сработать и станет новой вехой в борьбе Генпрокуратуры и СКР, где главной жертвой может оказаться глава Следственного комитета. Обзор российской прессы на эту тему приводит сайт «Заголовки.ru».

Коллегию предлагается формировать на семь лет из 17 человек, разъясняет РБК daily: по пять выдвинут президент, Госдума, Совет Федерации, еще двоих — уполномоченный по правам человека в России. Чтобы избежать критики за антиконституционность, формально коллегию решено встроить в систему прокуратуры (ее члены получат статус заместителей генпрокурора, а председатель — первого зама), однако уволить спецпрокуроров генпрокурор не сможет. Правом утверждать или снимать членов коллегии будет обладать только Совет Федерации. Стать спецпрокурором сможет беспартийный юрист не моложе 40 лет с 15-летним стажем юридической практики.

Спецпрокуроры будут заниматься делами исключительно элиты, в частности, получат право проверки деятельности высших лиц государства, включая бывших президентов, а также действующих глав Генпрокуратуры, Следственного комитета и правительства. «Под раздачу» попадут также спикеры Федерального собрания, председатели трех высших судов, глава Счетной палаты, уполномоченный по правам человека в РФ, председатель Центробанка и глава Центризбиркома.

Призвать высоких чиновников к ответу можно будет, если принятые ими решения нанесут ущерб «конституционным правам и свободам граждан», вызвав «значительный отрицательный резонанс в обществе». Критерий оценки ущерба — массовые жалобы граждан в адрес президента, Совфеда или Думы, пишет «Независимая газета».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его основная цель — «создать институт по предупреждению предпосылок коррупции и развития политического экстремизма, основанного на эксплуатации лозунга о неприкасаемости элиты госвласти».

Коллегия будет собираться в случае необходимости для конкретного расследования. В остальное время каждый из спецпрокуроров будет трудиться по основному месту работы, сообщает «Газета.ru».

Официальная цель — уничтожить чиновничью неприкосновенность

Депутат-единоросс Александр Хинштейн считает, что правовая необходимость введения института спецпрокуроров в России назрела. Сейчас, согласно действующему законодательству, есть субъекты, практически выведенные из-под уголовной ответственности, а новый закон позволит уничтожить эту «касту неприкасаемых».

Автор законопроекта — председатель комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков поясняет, что в России, в частности, в настоящее время невозможно провести объективное расследование деятельности генпрокурора или главы Следственного комитета, так как заниматься ими будут их же собственные подчиненные. Другой причины необходимости создания спецпрокуроров Лысков назвал сомнения общества в объективности ряда резонансных преступлений — расследования теракта в Беслане, трагедии «Норд-оста».

«Сигнал Путина»

Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский уверен — документ мог появиться только по инициативе президента Владимира Путина: «Это дополнительный сигнал элите о том, что глава государства не исключает усиления борьбы с коррупцией в верхнем эшелоне власти. И это политический сигнал: Путин хочет дисциплинировать своих друзей, у которых аппетиты несколько вышли из берегов». С другой стороны это сигнал и «широким народным массам»: мол, будем бороться с коррупционерами всех мастей.

Новый этап борьбы Генпрокуратуры и СКР

Между тем есть в России и те, кто относится к новой инициативе скептически. Так, собеседник «НГ» отмечает, что практического смысла в законопроекте немного: «При желании почти любое коррумпированное должностное лицо не выдержит прокурорской проверки на уровне городской прокуратуры — для этого не нужна специальная комиссия». «Это политический сигнал. Хотя, если ружье повесили на стенку, не исключено, что осенью оно в кого-то выстрелит. Может быть, даже заранее известно, в кого именно. То есть известно тому, кто повесил, естественно, — а не генеральному прокурору», — уверен эксперт.

Сомнение в эффективности нового начинания выразил и адвокат Константин Ривкин: «Многие порой весьма здравые идеи, в том числе заимствованные на Западе и успешно там работающие, разбиваются вдребезги о российскую действительность». Он напомнил, что в свое время с коррупцией в самых верхних эшелонах власти пытался бороться генпрокурор Юрий Скуратов и в результате сам стал фигурантом уголовного дела и перестал быть генпрокурором.

«НГ» отмечает, что в мире расследования преступлений высших должностных лиц проводятся независимыми чиновниками, а не назначенцами. Поскольку в России первая категория отсутствует, власть прибегает к традиционным способам решения проблем: создание особых условий (на этот раз — особых прокуроров) для касты высших чиновников.

Оппозиция считает, что новая структура будет подконтрольна исполнительной власти. «Представьте, каких людей будут туда назначать президент, Госдума и СФ. Людей, которые могут выполнить любой заказ», — заявил «Коммерсанту» зампред думского комитета по конституционному законодательству (КПРФ) Вадим Соловьев.

По его мнению, вместо заявленной в законопроекте цели «обеспечить конституционный принцип равенства граждан РФ перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве», создание такой «квазиправоохранительной структуры» наоборот, выведет высших чиновников в отдельную группу, под которую «нужно и отдельные тюрьмы создавать, и колонии, и особый порядок судопроизводства».

Многие эксперты отмечают, что новый закон существенно усилит полномочия Генпрокуратуры и может стать выгодным главе ведомства в конфликте со Следственным комитетом. В частности, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров заявил «НГ», что инициатива Лыскова может стать «очередным раундом борьбы между Генпрокуратурой и СКР», в которой реально под ударом может оказаться только глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

В самой Генпрокуратуре заявили, что по закону, «никаких других органов прокуратуры — кроме Генеральной — существовать не может», поэтому «придумывать еще какие-то органы совершенно не нужно». «Нигде в мире этого нет. В свое время, когда в отношении Билла Клинтона расследовал уголовное дело прокурор, никакой коллегии в Америке не создавали. Аналогичные уголовные дела были и в Швейцарии, и в Италии, и в Израиле… Это дело рук действующего прокурора, и никакой необходимости в создании особых органов прокуратуры нет», — заявил «НГ» глава правового управления ГП Олег Логунов.

Рассматривать законопроект в Госдуме будет комитет по конституционному законодательству и госстроительству. Его глава Владимир Плигин («Единая Россия») сообщил «Коммерсанту», что за рубежом аналогичные институты показали себя «позитивно». Вопросы, по словам Плигина, вызывает «конкретная организационная форма».

http://www.newsru.com

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.