Самарский академический театр драмы им. М.Горького

Храм искусства на берегах волги

Самарский академический театр драмы им. М.Горького — первый постоянный театр губернии, история которого насчитывает более 150 лет. Лучшие представители творческой интеллигенции в разные годы создавали своим искусством его неповторимое творческое лицо. Здесь творили Н.Симонов, Ю. Толубеев, В. Меркурьев, Г. Шебуев, З. Чекмасова, В. Ершова, Н. Кузьмин, Н. Засухин, Н. Михеев.

Целая эпоха связана с именем народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Петра Львовича Монастырского.

Его имя неотделимо от истории Самарского академического театра драмы имени М. Горького, в котором Петр Львович работал с 1955 по 1998 гг.: в 1955-59 гг. — режиссер, в 1959-65 гг. и в 1967-88 гг. — главный режиссер, в 1988-95 гг. — художественный руководитель, в 1995-98 гг. — режиссер.

При Монастырском в 1977 году за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства, яркие художественные достижения, стабильно высокие экономические и организационные показатели деятельности Куйбышевскому (Самарскому) театру драмы присвоено почетное звание «Академический». На сцене Самарского академического театра драмы Петр Львович поставил более 100 спектаклей.

Значительными вехами творческого пути режиссера стали спектакли «Ричард III» и «Гамлет» В. Шекспира, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Золотая карета» Л. Леонова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Чайка» А. Чехова, «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Волки и овцы» А. Островского.

Особую страницу в истории Самарского театра представляют работы П.Л. Монастырского в области сценической интерпретации произведений М. Горького. В разные годы им были поставлены спектакли «Последние», «Дело Артамоновых», «Мать», «Фома Гордеев», «Варвары», «Дачники».

В последние годы работы в театре режиссер осуществил постановку спектаклей: «Сад» Й. Бар-Йосефа, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Пять вечеров» А. Володина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Васса Железнова» М. Горького.

Монастырский неоднократно представлял театр за рубежом: им поставлены спектакли в театрах Польши, Болгарии.

С приходом в театр нового художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Гвоздкова началась современная история прославленного коллектива. Театр динамично развивается. Его спектакли продолжают вызывать пристальный интерес у зрителей, коллектив успешно гастролирует в нашей стране и за рубежом, является постоянным участником престижных Всероссийских и Международных театральных фестивалей.


В своей творческой программе театр продолжает придерживаться принципа равномерного распределения репертуара между русской классикой, пьесами зарубежных авторов и современных драматургов. В его афише представлены практически все спектры театральных жанров — от житейской мелодрамы до классической комедии. Классика — «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского, «Душечка» А.Чехова, «Старосветская любовь» Н. Гоголя. Зарубежные произведения — «Венецианские близнецы» К. Гальдони, «Пианино в траве» Ф.Саган, «Месье Амилькар или Человек, который платит» И. Жамиака. Современные пьесы — «Ребята, я к вам» А. Кутерницкого, «Подари мне лунный свет» О. Данилова.

В настоящее время труппа театра состоит из 36 профессиональных актеров, среди которых народные артисты России В. Борисов, Ж.. Романенко, заслуженные артисты России А. Амелин, О. Белов, В. Гальченко, И. Морозов, В. Оттович, В. Пономарев, В. Турчин и другие.

Долгое время душой коллектива и примой Самарской драмы была народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» почетный гражданин города и губернии Вера Александровна Ершова (1917 — 2006). С 1943 года актриса отдавала свой труд и талант самарскому зрителю. Ее любили, ею восхищались, ее боготворили. Любовь выражалась и в долгих искренних овациях после каждого спектакля, и в многочисленных письмах и телеграммах, в которых люди благодарили актрису за колоссальный труд на сцене, за ту искру души, частицу которой Вера Александровна отдавала зрителю. Среди наиболее значительных работ великой актрисы: Негина («Таланты и поклонники» А.Островского), Мария и Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Патрик Кембелл («Милый лжец» Д. Килти), Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика), Толгонай («Материнское поле» по Ч. Айтматову), Гертруда («Гамлет» У. Шекспира), Мария Сергеевна («Золотая карета» Л. Леонова, Государственная премия РСФСР), Клара Цеханасьян («Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя), Елизавета Английская («Елизавета Английская» Ф. Брукнера), Сара Бернар («Смех лангусты» Дж. Маррелла), Мод («Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.К. Каррьера), Контесса («Контесса» М. Дрюона), Анни («Яблочная леди» О. Данилова), Мадлен («Мадлен» П.-О. Скотто), Анна Павловна («Афинские вечера» П. Гладилина) и многие другие.

В театре сложилась здоровая дружеская атмосфера, характерной особенностью которой является тесная взаимосвязь поколений. Артисты старшего поколения охотно передают свой богатый опыт молодым коллегам.

Планомерно проводится и обновление труппы. В частности в настоящее время набран актерский курс для обучения на базе Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства.

Самарский драматический театр является одним из символов губернии, а его здание — историческим архитектурным памятником. В ближайшей перспективе планируется реконструкция здания с целью придания ему первозданного облика.

Материал 2006 года

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.