Государственное Училище Олимпийского Резерва

Государственное Училище Олимпийского Резерва (ГУОР) города Самара было открыто приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму №24 от 17.06.1994г. на материальной базе ЦСК ВВС. Основной задачей училища является подготовка спортсменов высокого класса для пополнения сборных команд России по различным видам спорта и подготовка квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта со средним специальным образованием. За время существования в училище подготовлено, по различным видам спорта, семеро «Заслуженных мастеров спорта», «Мастеров спорта международного класса» — 41 человек, «Мастеров спорта РФ» — 124. В Олимпийских Играх приняли участие 17 выпускников ГУОР, ими было завоевано 4 медали. На Чемпионатах мира и Европы завоевано 67 медалей. На первенствах мира и Европы среди юношей и юниоров завоевано 118 медалей. На первенствах России — 197 медалей. На первенствах России среди юношей и юниоров — 781 медаль. Правительством страны официально признано, что самая эффективная система подготовки молодых спортсменов в училищах Олимпийского Резерва. А девять федеральных училищ дают до 70% кандидатов в сборные России. С 1995 года училище выпустило 275 спортсменов со средним специальным образованием.

Бессменным директором, со времени образования училища, является Гарри Захарович Карнаухов.

Карнаухов Гарри Захарович, «Заслуженный деятель культуры Казахской ССР», «Отличник образования СССР», «Заслуженный работник физкультуры и спорта РФ», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Балтийской педагогической Академии, председатель Совета директоров Федеральных Училищ Олимпийского Резерва. Награжден Почетным знаками «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» и «За заслуги в развитии Олимпийского движения».

Родился 11ноября 1944 года в г.Соликамске Пермской области. Имеет три высших образования. Окончил Карагандинский Государственный Педагогический Институт в 1968 году. В 1983 году окончил Алма-атинский Институт Народного Хозяйства по специальности финансы и кредит. В 1995 году окончил Московский Государственный Открытый Педагогический Университет по специальности психология.

Трудовую деятельность начал преподавателем физической культуры Куртинской школы-интерната. Затем учеба в институте с перерывом на службу в рядах Советской Армии. После окончания учебы в Карагандинском пединституте – тренер по спортивной гимнастике в Каскленской ДЮСШ, затем ее директор.

В 1983 году был назначен директором Республиканской школы высшего спортивного мастерства, в состав которой входили 19 областных ШВСМ и 467 детских спортшкол. Затем работал директором СОШИ СП №20, которое в 1986 году было преобразовано в Республиканское Училище Олимпийского Резерва. Через три года школа вошла в пятерку лучших спортинтернатов Советского Союза.

В 1994 году Г.З. Карнаухова пригласили организовать Республиканское Училище Олимпийского Резерва в городе Самара, переименованное впоследствии в Государственное Училище Олимпийского Резерва.


Впечатляющие результаты, достигнутые в ГУОР, основываются на хорошо подготовленной материально-технической базе и на научно обоснованном и оптимальном воспитательно-тренировочном процессе. А начиналось все очень прозаично. После распада СССР в России осталось всего шестнадцать Училищ Олимпийского Резерва из пятидесяти двух. А в ЦСК ВВС нужно было организовать воспитание резерва для взрослых сборных. И в июне 1994 году вышел приказ о создании Республиканского Училища Олимпийского Резерва на материальной базе ЦСК ВВС. (Теперь в России 59 УОР, из них 9 федеральных, остальные региональные). В начале октября этого же года начались первые занятия. К официальному открытию 17.12.95 года училище имело в своем распоряжении один этаж здания спортроты ЦСК ВВС. Затем был получен второй этаж под общежитие. И, наконец, в 2000 году училищу полностью передали здание, которое оно частично занимало. Уже в 1995 году было открыто два филиала училища, в Кисловодске и в Смоленске.

В 1996 году началась укрепляться материально-техническая база ГУОР. Училищу был передан на баланс спортивно-оздоровительный комплекс «Аврора» в поселке Управленческий, где сейчас проводятся все летние сборы для учащихся. В 2000 году получили водно-спортивную базу на правом берегу Волги, и сейчас там идет активное возрождение славных самарских традиций в академической гребле и парусном спорте. Есть гребцы, которые могут выступить в Лондоне в 2112 году. Сейчас уже готовы два парусника к Олимпиаде в Китае.

А в 2004 году училищу передали горнолыжную базу «Чайка». И начала осуществляться одна из насущных задач, — имея базы и земли под ними, – построить современные спортивные сооружения. Третий год идет финансирование проекта создания горнолыжной базы училища, так как ГУОР попало в федеральную программу по развитию спортсооружений Российской Федерации до 2015 года. Уже сейчас набирают детей 15-16 лет с прицелом на Олимпийские Игры 2014 года. Берут горнолыжников и сноубордистов даже с небольшими разрядами для дальнейшей подготовки. Тренерскому составу планируется организовать курсы переподготовки в России, и курсы повышения квалификации с выездом за границу на семинары лучших тренеров мира.

Но мало только построить спортсооружения. Одновременно нужно решать и еще одну важную проблему, как оставить спортсооружения в ведении государства в целях массовой доступности. Если передать в частные руки, то понятно, что все станет платным для получения прибыли. Априори, что частные инвесторы должны возвращать свои деньги и их преумножать. И только государство, в том числе и через систему ГУОР, может обеспечить доступность к своим спортсооружениям всем слоям населения.

Наряду с материально-технической базой развивались и остальные подразделения. С самого основания училища была создана психологическая служба. Руководить ее деятельностью поручили Т.Н.Зайцевой. Основной работа психологов ведется в направлении выработки у молодого спортсмена равновесного психологического состояния, как во время тренировочного процесса, так и во время соревнований, под воздействием мощнейших психофизических перегрузок. Еще одна важная задача, над которой работают психологи, – осознание учащимися необходимости самодисциплины и самоконтроля. Вовремя сдать зачеты, пройти тренинг, восстановится, принять процедуры, четко отслеживать физическое состояние и настроение – вот что должно лежать в основе учебно-тренировочной деятельности спортсмена. Без этого успеха не будет. То есть, точно и старательно выполнять свои обязанности спортсмен должен по убеждению и пониманию необходимости предъявляемых к нему требований. Принудительные меры, как правило, не дают необходимого эффекта. Воистину, если спортсмен сам не убежден во вреде алкоголя, то он всегда найдет возможность нарушить режим. А разъяснительно-воспитательная работа закладывает фундамент будущих успехов, как в спорте, так и в жизни.


Педагоги и воспитатели, которыми руководит заместитель директора училища по учебной части М.И.Пузырникова, работают над тем, чтобы сформировать интерес учащихся не только к спорту, но и к получению образования. Добиться понимания того, что человек, не умеющий учиться и образовываться, не может стать хорошим спортсменом. Нужно не только накачивать мышцы и развивать физические навыки, но и тренировать мозги. Спортсмен, не умеющий логически и организованно мыслить, не сможет достичь высоких результатов. Ясно также, что по мере взросления, у подростков и молодежи развиваются разнообразные сторонние интересы – музыка, компьютер, любовные истории, которые могут вытеснять интерес и к учебе и к спорту. Важно не упустить момент потери интереса и помочь учащемуся определить жизненные приоритеты, сделать правильный выбор.

В 1995 году организован собственный медицинский центр (МЦ), под руководством опытнейшего специалиста в спортивной медицине, заместителя директора училища по медицинской работе Валерия Юрьевича Чеглакова. В этом центре спортсмены получают полностью бесплатную медицинскую помощь, вплоть до стоматологической. Также в МЦ ГУОР проводят диагностику и предупреждение применения запрещенных препаратов, рекомендуют или запрещают определенные лекарственные средства. Работа в этом направлении ведется непрерывно. Потому что списки запрещенных препаратов постоянно меняются. Ранее запрещенные препараты, могут разрешаться и наоборот. И специалисты-медики постоянно отслеживают эти изменения.

Два раза в год все учащиеся проходят расширенное медобследование. Снимается кардиограмма, обследуется функция внешнего дыхания, проводятся ритмокардиография и велоэргометрия. Четыре года назад стали применять такое современнейшее диагностическое обследование, как газоразрядная визуализация, когда по электронной эмиссии кончиков пальцев можно судить об общем состоянии всего организма. При зачислении в училище обязательно проводится полное обследование. Собираются все данные по состоянию здоровья с самого рождения. Особо отмечается наличие родовых травм. Определяется состояние позвоночника. Фиксируют результаты пульсовой диагностики. Учитывают массу показателей по вегетативной и нервной системам. Исследуют состояние головного мозга. Проводят психологическое тестирование. Все результаты сводят в единую таблицу, и получается полная карта здоровья. С ее помощью всегда можно предположить, что будет дальше с организмом под воздействием повышенных физических и психологических нагрузок. Чего можно ждать от спортсмена, и каких максимальных результатов он может добиться.

Мы часто видим, что в современном спорте высших достижений у победителей, практически, никогда нет подавляющего преимущества над остальными соперниками. Почти все спортсмены находятся на одном уровне, и для победы имеют значение все нюансы. И тонкости методики подготовки, и состояние спортивного инвентаря. И, что особенно важно, наличие грамотного медицинского сопровождения. Отсюда понятно, что лечебная деятельность, конечно, не главная задача медцентра. Главная – профилактическая. Сюда можно отнести: предупреждение травм, подготовка к соревнованиям и подведение организма к пику формы в нужное время, наблюдение за питанием, контроль выполнения условий Антидопингового Кодекса. А перспективных спортсменов просматривают и ведут с детства. Директор училища сам лично интересуется медицинскими показателями поступающих и учащихся, оказывая помощь в создании системы отбора и подготовки юных спортсменов.


В 2007 году открыт новый центр – научно-методический, управление которым осуществляет заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Татьяна Ивановна Воронкова. Его главная задача – соединить все направления. И психологическую подготовку, и медицинское обеспечение, и тренировочный процесс в единый блок, в котором у каждого свое место. Учесть все параметры, собрать и вместе с тренерами выработать оптимальный план подготовки спортсмена высокого класса. При этом тщательно соблюдать режим социальной защиты спортсмена, чтобы он вовремя восстанавливался, лечился, получал образование и так далее. И все это для того чтобы работать не по факту появления проблем и исправлять последствия, а давать прогностику, работать на предотвращение перетренированности и предупреждения травматизма. Результатом деятельности НМЦ видится следующее:

— Разработка комплексной системы отбора учащихся, и формирование моделей физико-психологических параметров для каждого вида спорта. Эти модели разрабатываются и дорабатываются постоянно. Большая и нужная работа, которая ведется многие годы. Чтобы спортсмены продлевали свое спортивное долголетие и не теряли здоровье, а государство расходовало большие материальные средства наиболее эффективно.

— Выработка рекомендаций по созданию системы постоянного, систематического наблюдения и контроля за здоровьем и результатами спортсмена, предназначенной для накопления необходимых баз данных.

Вся эта совокупность материально-технической базы и различных центров необходима для решения основной задачи совместного общего и спортивного образования – воспитание классного спортсмена и квалифицированного специалиста.

Сама идея создания системы совместного общего и спортивного обучения началась осуществляться еще в 1966 году, когда была созданы две первых школы-интерната спортивного профиля в городе Алма-Ата, Казахской ССР и Якутии. Основателем этих школ был Самсонов А.М. В 1968 году, наша учебно-спортивная делегация, побывавшая в Германии, увидела множество таких же школ, организованных по перенятой у нас методике. И с подачи Бауэра В.Г., одного из идейных вдохновителей и организаторов создания спортивных школ, в 1972 году начали активно развивать это направление в системе нашего образовании. Было создано по всему Советскому Союзу уже 52 спортивные школы при Министерстве просвещения.

Затем возникла следующая проблема — дети оканчивают школу в 17 лет, а средний возраст членов сборных страны где-то 21-23 года. И за этот период в четыре года терялось до 50% перспективных спортсменов. Тогда у Бауэра В.Г. и Карнаухова Г.З. созрело решение создать училища для подготовки молодых спортсменов, и передать их в ведение Спорткомитета. В 1989 году появились первые училища. В них принимаются перспективные молодые спортсмены с 15 до 25 лет, с квалификацией не ниже кандидата в мастера спорта. И только в игровых видах к зачислению допускаются спортсмены с 1-м взрослым разрядом. Преимуществом при поступлении пользуются кандидаты в члены и члены сборных команд России, чемпионы и призеры первенств России.

На сегодняшний день ГУОР полностью финансируются Федеральным Агентством по физической культуре и спорту, как по статье общего образования, так и по статье спортивного воспитания. Училище берет на себя всестороннюю заботу о молодом спортсмене. Создаются нормальные бытовые условия. Обеспечивается полноценное питание, проживание в благоустроенном общежитии, постоянный медицинский контроль. Налажен нормальный тренировочный и воспитательный процесс, что для молодого человека очень важно, так как самоконтроль в этом возрасте еще не достаточно развит. Да и родителям спортсменов это большое подспорье. Не каждая семья может себе позволить достаточно большие затраты на детские занятия спортом.


Необходимость в училищах олимпийского резерва всё более возрастает в связи с проведением в 2010 году первых юношеских Олимпийских Игр. Появляется еще одно приоритетное направление для всех ГУОР, — решение задачи по подготовке молодых спортсменов к этому, самому главному, празднику юношеского спорта.

Не только в нашей стране высоко оценили данный способ подготовки спортсменов высокого класса. Многие страны переходят на похожие системы. Готовящийся к приему Олимпиады, Китай организовал около трехсот подобных училищ.

Дальнейшим развитием идеи совместной организации общеобразовательного и тренировочного процессов, стала основная мысль, заложенная в докторской диссертации Гарри Захаровича Карнаухова, которая заключается в создании непрерывной вертикали совместного спортивного и общего образования. Внедрением идей отраженных в диссертации, Гарри Захарович занимается всю свою трудовую жизнь. В Самаре, при его непосредственном участии, открыт 1-й спортивный лицей под руководством И.В.Николаевой (бывшая школа №68). Создано самарское ГУОР. На базе факультете физического воспитания Самарского педагогического университета создан институт физкультуры. И на практике получается преемственная структура двойного образования.

Спортивный лицей принимает перспективных ребятишек и доводит их до 9-го или 11-го классов. После этого проводиться отбор в ГУОР. После окончания училища выпускник может продолжить образование в институте, как на очном, так и на заочном отделении (уже работая тренером или преподавателем физической культуры, так как выходит он из училища специалистом 12 разряда). И все спортивные учебные заведения этой вертикали совместного образования не просто совмещают спорт с учебой, а подстраивают учебный процесс под тренировочный.

Заключены договора о сотрудничестве и продолжении обучения выпускников ГУОР с «Университетом Физической Культуры и Спорта им.Лесгафта», «Самарским Государственным Педагогическим Университетом», Российским Государственным Университетом Физкультуры и Спорта, Челябинским Государственным Университетом Физкультуры и Спорта.

Мы все прекрасно знаем, как нелегко спортсменам высокой квалификации после нескольких тренировок в день еще и самостоятельно усаживаться за учебники без помощи педагогов. И в случае данной системы образования спортсмен не должен выбирать, что же ему предпочесть – посетить тренировку или сходить на занятия. А создание удобных условий для учебы и тренировок это уже один из элементов социальной защиты спортсмена. Так как, активно занимаясь спортом, он действительно полноценно получает знания и квалификацию, которая после окончания спортивной карьеры сразу поможет ему найти свое место в обществе, а не остаться недоучкой на жизненном распутье. И не придется, как бывало раньше, начинать жизнь заново. Можно вспомнить немало случаев, когда великолепные спортсмены и неплохие люди, закончив выступления в спорте, оказывались не готовы к обычной жизни. Ничего не знали и не умели. Никак не могли найти себе применения. Спивались, начинали вести аморальный образ жизни. Кто как-то пристраивался, ломался чисто психологически. Калечились судьбы, рушились семьи.

Настоящий профессиональный подход как раз и заключается в создании системы социальной защиты спортсмена. В признании его труда работой, а не посторонним увлечением. И в создании для спортсмена условий, при которых он может показывать наивысшие результаты, не отвлекаясь на решение вопросов, не связанных с его деятельностью, и не опасаясь за свое будущее. Его работа – спорт. Работа тяжелая и недолгая. Когда хорошо оплачиваемая, когда не очень, но это работа. Сейчас строится профессиональное отношение к спортсменам. Они получают зарплату за свою работу, им организуют нормальные условия для труда. Спортсмены высокого класса после окончания выступлений получают пенсию и другие виды социальной защиты. Но это только вершина спортивной пирамиды. Чтобы не рушилось основание, от которого и идут наверх чемпионы, его нужно укреплять и расширять. Любая пирамида сильна своим основанием. Простой вывод: хотим иметь больше чемпионов — повышаем массовость и качество подготовки и обеспечиваем надежную социальную защиту не только для верхушки, но и для основания.


Одной из основных задач ГУОР, и всей вертикали совместного образования, в общей системе спортивной отрасли заключается в том, чтобы основной массе молодых и перспективных спортсменов обеспечить социальную защиту на протяжении всей спортивной карьеры и после ее окончания. К тому же воспитание спортсменов высокого класса, это еще и колоссальные затраты средств и труда множества людей, и страна не должна терять спортивные таланты из-за неорганизованности и непродуманной системы на всем пути их воспитания.

Еще одна немаловажная задача ГУОР состоит в подготовке квалифицированных специалистов, получивших хорошую практическую подготовку, для работы в спортивном и физкультурном движении любого уровня, где существует дефицит преподавательских и тренерских кадров. Не секрет, что многие выпускники вузов, поступившие после окончания школы, не работают по специальности. А выпускники училища, в основной массе, уже давно связали свою жизнь именно со спортом и получили такую практику, что после окончания училища, при наличии соответствующего спортивного звания, они получают уже вторую тренерскую категорию и 12-й квалификационный разряд, тогда как выпускники институтов физкультуры только 8-й. И после училища выпускники могут поступать в институт, даже работая, сразу на 3-й курс, сдав некоторые экзамены. Этим решается и быстрая оборачиваемость кадров. Специалист начинает работать не через пять лет, как после окончания вуза, а уже через три года, что, при дефиците кадров, очень существенно для нашего спорта.

Именно в Самаре, стараниями Грри Захаровича, впервые в России была создана эта обучающая система, когда действующий спортсмен становился и квалифицированным тренером. И занимаясь спортом, уже начинал тренерскую деятельность с детьми. Сейчас в Челябинске и Краснодаре, по примеру Самары, также начинают создавать спортивно-обучающие комплексы. При Университетах Физической культуры и спорта там открываются спортивные лицеи и училища Олимпийского Резерва.

Система вертикального совместного образования увязана договорами о сотрудничестве. Деятельность этого обучающего комплекса регулируется общим советом руководителей учебных заведений. Связи налаживаются не только путем организации передачи учащихся по ступенькам обучения, но и созданием специальных образовательных программ и согласованием требований, предъявляемых к учащимся, проведением совместных научно-методических семинаров, где выступают со своими работами и лицеисты, и студенты ГУОР, и студенты института физкультуры, совместно с профессорско-преподавательским составом. Таким образом, в училище сочетаются задачи подготовки резерва сборных команд страны и подготовки квалифицированных тренерских кадров для спортивной отрасли.

Но любые красивые схемы нежизнеспособны без энергии и огромных усилий их творцов. И к ГУОР данное высказывание применимо в полной мере. Вся деятельность училища, все достижения его учащихся и выпускников, неразрывно связаны с воплощением в жизнь идей и жизненных принципов его бессменного директора. Основное кредо которого просто и лаконично: «Наша главная задача – воспитание и обучение тренерских кадров, и воспитание спортсменов, которые впоследствии реально должны стремиться к олимпийским медалям. А что такое Олимпийский Чемпион? Это, в первую очередь, печать Бога, затем все остальное — трудолюбие, дисциплина, самоотдача. Если нет этой печати, то ничего не будет. То есть, это должен быть высокий уровень координации, высокие восстановительные кондиции, повышенная психологическая устойчивость в стрессовых состояниях. Должна быть функциональная и психологическая основа, заложенная с рождения. Ну, а эту, Богову печать мы должны распознать, и оставить под ней свои подписи. И тренеры, и психологи, и медики. Все! Только при комплексной и системной работе можно надеяться на высокие достижения.


К примеру, В.Ю.Чеглаков, руководитель медицинского центра ГУОР, с представления тренера, уверенного в перспективности спортсмена, создает карту здоровья конкретно для этого спортсмена, претендующего на зачисление в училище. Для этого проводится комплексный медосмотр, куда входит и рассмотрение полного анамнеза с учетом родовых травм и рекомендаций психологической службы. Получив все параметры, Валерий Юрьевич сравнивает их с существующими идеальными моделями. И, только после этого дает рекомендации о том, сможет поступающий показывать высокие результаты или нет? Правомочно ли затрачивать на него значительные силы и средства? Достоверность его прогнозов оказывается на уровне 80%-90%. Это большое достижение в системном подходе к воспитанию спортсменов высокой квалификации, и, мы с заместителем по спортивной работе Кузнецовой Н.Н., убеждаем тренеров относиться к рекомендациям медиков с большим вниманием. Добиваемся понимания необходимости индивидуального подхода к каждому спортсмену, перехода от любительских экстенсивных методов именно к четкому профессиональному планированию тренировочного процесса. Не растягивать время тренировки, а в более короткое время проводить большее количество действий. Нужно точно знать, что и как делать спортсмену, учитывая его специфические качества. И организовывать тренировку под них. Может лучше тренироваться 1,5-2 часа, но 3 раза в день, чем 2 раза по 3-4 часа. Нужна целевая направленность тренировки, выясненная с помощью медиков. И так же, под контролем врача, строго индивидуально, нужно подбирать восстановительные медикаментозные средства. Не уповать только на силовые методы управления спортсменом. Нужно применять и другие методы. Убеждать спортсмена в необходимости того или иного упражнения, разъяснять методику тренировок и каких результатов можно ждать при тех или иных нагрузках.

Вся наша комплексная деятельность направлена на то, чтобы каждый спортсмен показывал максимальные для себя результаты. И для этого, не бороться надо с какими-то его недостатками, а развивать достоинства. Превращать недостатки в достоинства. Смело экспериментировать. Искать для каждого молодого спортсмена свой вид спорта».

В своей собственной тренерской деятельности, которую начинал в спортивной гимнастике, Гарри Захарович всегда придерживался этих принципов. И главным в тренерской работе считал и считает внимательность, неординарный подход и реализацию лучших качеств спортсмена, а не исправление его недостатков. Неординарно нашел и воспитал Лену Ястребову – призера Чемпионата Европы. Разглядел в маленьком чертенке, болтающемся на водосточной трубе под крышей 5-го этажа, будущую звездочку спортивной гимнастики, первой в мире сделавшей двойное сальто на бревне.

С 1982 года стал тренером по синхронному плаванию. Занимался судейством. Получил звание судьи международной категории по синхронному плаванию. Привел, мастеров спорта по спортивной гимнастики, сестер Башкаевых, в синхронное плавание. Первым в мире, стал делать с ними акробатические номера на бортике и в воде. Сестры попали в сборную СССР. Стали чемпионками мира. Сам разносторонний спортсмен и обладатель неплохих квалификационных званий по многим видам спорта, Гарри Захарович, будучи заместителем директора по спортивной работе, в республиканской СОШ СП, ввел практику передачи молодых спортсменов из одного вида спорта в другой. Яркими примерами эффективности данного нововведения стали, к примеру, Серик Баламбеков, двукратный чемпион мира по вольной борьбе. За слабый рост результатов его предлагали отчислить с конькобежного отделения, но Гарри Захарович, зная его физические данные и хорошую базовую подготовку, настоял на передаче спортсмена в отделение борьбы. Через два года Баламбеков стал чемпионом мира.


Или еще один яркий пример – Даулет Турлыханов. Занимался легкой атлетикой, спринтом. Когда его привели к Карнаухову отчислять за бесперспективность, Гарри Захарович даже разговаривать не стал об отчислении, а, оценив мощные, длиннющие руки и крепкую фигуру, вызвал тренера по греко-римской борьбе и торжественно вручил ему нового ученика. Через год, бывший неудачник – спринтер, выиграл чемпионат Советского Союза по борьбе. Затем стал двукратным серебряным призером Олимпийских Игр. Впоследствии возглавлял Комитет по физической культуре и спорту при правительстве Казахстана.

Таким образом, внимательность и неординарный подход сохраняли вложенный в спортсменов большой труд и материальные средства, и помогали добиваться выдающихся результатов.

На сегодняшний день Гарри Захарович занят реализацией еще одной своей идеи — создания «Центр спортивной подготовки» на базе училища. В этом Центре будет находиться некоторое количество молодых спортсменов, например поступивших в институт продолжать образование, но не оставивших спортивную карьеру, или кандидаты в сборные команды страны. Которые уже вот-вот войдут в основной состав, но еще не обладают правами члена сборной и предоставлены, в основном, сами себе. А в Центре они смогут получать весь комплекс услуг социальной защиты. Питание, проживание, зарплату, тренировочную базу. Чтобы спортсмена также ничего не отвлекало от дальнейшего совершенствования и достижения высоких результатов, как и во время учебы в училище. Здесь ж, в Центре, спортсмен сможет получать дальнейшее дополнительное образование по специально отобранным спортивным и сопутствующим дисциплинам. Это могут быть профессии менеджера по проведению спортивных мероприятий, менеджера-судьи, спортивного психолога, ремонтника стрелкового оружия, и еще множества нужных спорту специальностей, по выбору самого спортсмена. Что сейчас в ГУОР предлагается и учащимся в качестве факультативов. Можно дополнительно углубленно изучать иностранные языки. Через научно-методический центр можно направить спортсмена в науку, на более глубокое изучение им явлений, происходящих в процессе тренировок. Что даст более качественно пониманием им самим методик тренировок и повысит ответственность за их исполнение.

Центр спортивной подготовки, это элитный уровень подготовки спортсменов самого высокого класса. Здесь не лимитируется время обучения. И тренер уже не будет пытаться добиться от подопечного немедленного результата, если будет знать, что у него достаточно времени для полноценной работы. А это — важный момент. Ведь от тренера тоже требуют результатов, и он волей-неволей пытается добиться от своего спортсмена скорейших результатов, что не всегда идет на пользу делу. К тому же молодой спортсмен, чтобы постоянно быть готовым функционально, должен находиться под наблюдение медиков и тренеров, так как у молодёжи не всегда уровень самосознания соответствует спортивным результатам. Есть, ещё и приезжие спортсмены со всей России, которым гораздо удобнее трудиться в таком Центре. По месту же в спортивной структуре, Центр может стать ступенью перед зачислением спортсменов в сборные команды страны.

В результате вышесказанного, вывод очевиден. Училище оказывается самым необходимым звеном во всей вертикали подготовки молодых спортсменов, которое позволяет сохранять кадры на переходе от детско-юношеского спорта к спорту высоких достижений. Системность подхода к этому вопросу обеспечивается всей методикой подготовки и медико-психологического отбора спортсменов и контроля над их учебно-тренировочной деятельностью, которая осуществляется в ГУОР.

А, если рассматривать идеи докторской диссертации Гарри Захаровича, которые он последовательно и динамично воплощает в жизнь, в более широком педагогическом плане, то нетрудно заметить, что обучающие комплексы ранней специализации также важны и в совершенно других отраслях деятельности человеческого общества. Что сегодня воплощается в школах для одаренных детей самой разной направленности.

Материал 2008 года

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.