МОУ ДОД Детская школа искусств № 3 Промышленного района г.о. Самара


Детская школа искусств «Младость» — самая большая в Самарской губернии, одна из крупнейших в стране — в ней учится более 2500 детей. На базе школы профильные учебные заведения среднего и высшего звена проводят отбор талантливых учащихся для профессионального обучения.

Начиналось все в далеком 1980 году с небольшой музыкально-хоровой студии. Возглавила коллектив и стала бессменным руководителем учреждения на протяжении всей его истории до настоящего времени Александрова Наталья Юрьевна. В 1988 году музыкально-хоровая студия за большие успехи в учебно – воспитательном процессе была преобразована в Детскую школу искусств №3.

На сегодняшний день в структуре школы 9 отделений: музыкально-инструментальное, эстрадно-джазовое, вокальное, театральное, хореографическое, художественное, фольклорное, музыкально – эстетическое, общеэстетическое. Однако дело не только в том, что школа сумела расшириться территориально и количественно, но и стала школой совершенно нового типа, сочетающей в себе все лучшее из традиций советской педагогики и инновационных методик.

Одной из особенностей школы является контингент учащихся. В 17 филиалах занимаются дети, как из благополучных, так и малоимущих семей, воспитанники школ – интернатов. Также в структуру школы входят два подростковых клуба, располагающиеся на окраине города, в Юнгородке, в отдалении от культурно – исторического центра города.

Наталья Юрьевна: «Это особенные ребята: отзывчивые, чуткие. Они в этих клубах спасаются от семейных проблем. Там почти каждый занимается сразу на нескольких отделениях: и танцами, и вокалом, и рисованием. Это не ученики, а подарок. Для детей, которым в жизни не повезло, наша школа – просто отдушина, стимул для развития.

Приходя в школу искусств, они получают право на мечту, настоящую, детскую хрустальную. Начинают верить, что нормальная человеческая жизнь для них возможна, потому что искусство лечит. «Какими бы печальными, сумасшедшими, плохими ни чувствовали себя дети, искусство и творчество дают им возможность все изменить. В волшебном мире искусства внутренние слова находят свое выражение, фантазии и чувства приобретают цвет и очертания». Halliday, 1987

Я цитирую эти слова основателя арттерапии, Halliday, так как его идеи лежат в основе нового направления в развитии школы. Основой инновационного процесса в ДШИ № 3 стала арттерапия — дисциплина на стыке педагогики и психологии.

Огромное количество детей страдает от явных и скрытых психологических проблем. И дополнительное образование вполне способно помочь решить эти проблемы средствами арттерапии.

В 2005 году, приказом Департамента образования на базе ДШИ № 3 была открыта Школа – лаборатория – городская экспериментальная площадка по арттерапии.

На уроках по арттерапии дети выполняют упражнения и задания, которые помогают им обрести психологическую уравновешенность и гармонию, способствуют обучению. При таком подходе учащиеся и педагоги школы демонстрируют завидные достижения — всех дипломов и наград, находящихся в активе школы, и не перечислишь. Это дипломы победителей и лауреатов конкурсов образовательных программ и педагогических методик, участие в международных конференциях, победы воспитанников школы в городских, всероссийских и международных конкурсах.

Еще одним из актуальных направлений в развитии школы является проектная деятельность. Многие из проектов готовятся в содружестве со средними и высшими учебными заведениями, с различными общественными организациями и благотворительными фондами. Подобное сотрудничество для ДШИ №3 стало делом обыкновенным. Например, учащиеся школы принимают участие в благотворительной концертной деятельности вместе с представителями самарского духовенства, по примеру известных российских музыкантов. Естественно, такое общение и ответственность, с которой ребята занимаются своими проектами, действует на них благотворно.


Своими достижениям школа обязана, во многом, руководству. Позитивный импульс, энергия школы держится на личности директора. Привнося в работу частицу себя, руководитель создает не просто образ своего «Я», а образ учреждения.

Наталья Юрьевна Александрова, почетный работник общего образования, финалист регионального конкурса «Женщина-директор года», член городского эстетического совета, заместитель председателя общественной организации по поддержке образования «Сфера», деятельный участник городских общественных и благотворительных организаций. Более 40 лет она работает в сфере детского образования, 30 лет является руководителем Детской школы искусств № 3. В 2003 году Наталья Юрьевна получила второе высшее образование по специальности «Менеджмент» в СамГПУ.

За эти годы в школе образовалась семейная династия. Старшая дочь Виктория, получив три высших образования, окончив аспирантуру, Московский институт гештальта и психодрамы, работает заместителем директора по научно-методической работе. Она – идейный организатор и руководитель школы-лаборатории по Арттерапии, готовится к защите диссертации по психологии.

Младшая дочь Карина, окончив СГАУ с красным дипломом, по специальности «Менеджмент организации» работает в школе на должности художественного руководителя, активно занимается проектной деятельностью.

Внучка Ольга, окончив школу с медалью, поступила в экономический университет, но музыка продолжает занимать в ее жизни одно из основных мест. Она солистка вокального ансамбля «Бриджид» известного в Самаре и за ее пределами, обладательница Гран-при Всероссийских и Международных конкурсов. Обе дочери и внучка окончили школу искусств, выросли в ней и не мыслят себя без любимой школы.

Вот так через поколения тесно переплетаются жизнь и искусство, работа и семья.

Ее коллектив – это тоже семья, в которой более ста человек, и многие под стать руководителю: неспокойные, креативные и творческие. То, что коллектив плодотворно работает, развивается, и достигает успехов – во многом ее заслуга. Она умеет примирить самых противоречивых, найти общий язык и сгладить острые углы: «Команда у меня звездная, а звезды, как известно, народ нелегкий – с характером. Но я готова с этим мириться, идти навстречу, прощать недостатки, лишь бы педагоги любили детей и приносили славу школе». Наталья Юрьевна рассказывает о педагогах с такой любовью, что хочется их увидеть, познакомиться лично. Она относится к ним как к детям. А как же иначе? Ведь сама школа — ее детище.

Проблем в дополнительном образовании очень много, но природный оптимизм нашей героини не позволяет ей падать духом. Наталья Юрьевна: «Я верю, что школа искусств никогда не умрет. Более того, сейчас начинается своего рода её возрождение. Родители хотят образовывать своих детей духовно». Боец и лидер по натуре, она легко и с оптимизмом преодолевает трудности, решает вопросы. Но не только это достойно восхищения. Вдвойне замечательно то, что в суете жизни, с ее бешеным ритмом и огромным количеством проблем, она смогла остаться настоящей женщиной, очаровательной и мудрой, талантливой и человечной. Женщиной, которая не мыслит себя без творчества и созидания.

Наталья Юрьевна: «Мы стараемся привить ученикам любовь к искусству, сформировать менталитет гражданина России, чтобы они обладали достоинством и соответствовали определению «культурный человек», выросли добрыми, милосердными, способными к состраданию людьми.

Мировоззрение нашего коллектива отражают слова российского педагога, художника, общественного деятеля — Б.Н. Неменского: «Будущее человечество сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно, оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

 

Материал 2009 года

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.