Что стоит за «исламизмом» в России?

С чем едят «исламизм»?

 

10 октября 2012 г., в унисон с заседанием Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) в г. Агверан (Армения) прошел семинар по теме «Состояние и тенденции развития ситуации на Ближнем Востоке». Организаторами мероприятия выступили Институт востоковедения НАН Армении и РИСИ.

 

Если в Казани главным «действующим лицом» обсуждений оказался «собирательный» образ русских мусульман, однозначно представленный общественности чуть ли не главной угрозой стабильности России, в Армении одним из таковых стал «исламизм». В частности, начальник сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина посвятила свой доклад «росту исламистских угроз» в России, прежде всего на Кавказе и в Поволжье. По мнению эксперта, происходящее напрямую не связано с событиями на Ближнем Востоке, но опосредованно они сказываются (в качестве определенного политико-социокультурного образца). Со ссылкой на социологические исследования (правда, без фокусирования внимания на проводившей их структуре) Я. Амелина заявила о постепенной «арабизации» и «хиджабизации» радикальной части российской исламской уммы. По ее словам, «в настоящее время именно исламизм является главной угрозой общественному порядку и безопасности в России».

 

В толковом словаре Д.Ушакова под исламизмом понимается «религиозная система ислама». Нередко же представляемый исламоведом Александр Игнатенко еще в 2000 г. ввел в оборот иную характеристику «исламизма». Под этим понятием он определил идеологию и практическую деятельность, ориентированную на создание условий, в которых социально-экономико-этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), «где наличествуют мусульмане», а также между странами, будут решаться исключительно «с использованием исламских норм, прописанных в шариате».

 

В свою очередь профессора физики Мирон Амусья и Марк Перельман (Иерусалим) привели высказывание по этому предмету профессора Дамасского университета, специалиста по европейской философии Садика Аль-Азма. Он очертил исламизм воинственно-мобилизующей идеологией, развитой на основе «избранных священных писаний, текстов, легенд ислама, исторических прецедентов, организационного опыта и современных обид и печалей». Что является защитной реакцией «против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в экономической и социально-культурной жизни мусульманских обществ в ХХ в. Данная идеология «вводится в практику через возрождение давнишнего понятия исламского джихада в его самых «агрессивных формах» против окружающего мира многобожия и неверия.

 

В своих комментариях к этой оценке М.Амусья и М.Перельман отметили, что в истории новейшего времени исламизм «представляет собой третью идеологическую попытку завоевания мирового господства после коммунизма и нацизма». Будучи же «дисперсно распределенным по миру», вне ясно выделенных центров, он становится еще большей угрозой «нашей цивилизации и жизни». Наверное особого раскрытия вышеприведенное не требует. Тонкость в том, что, оказываясь помноженным на «арабизацию» и «хиджабизацию» отдельных ответвлений российской уммы, эта самая страшилка под громким названием «исламизм» фактически демонстрируется главнейшей угрозой стабильности России. Хотя интересно, наличие хиджаба (а не это ли понимается под амелиновской «хиджабизацией»?) — действительно является однозначным фоном подтверждения радикализма в сегодняшней российской мусульманской среде?

 

За фактором нынешнего акцента на «исламизм» — геополитические игры?

 

В сентябре с.г. Я.Амелина сообщила о проникновении исламистов «во властные и правоохранительные структуры» РФ. По ее словам, между ними и их противниками «идет лобовое столкновение». В число последних оказались включенными «не только религиозные» лица, «а вообще люди», не приемлющие «исламизм как таковой». Что это за люди — осталось загадкой, но в любом случае «общих сил по-прежнему не хватает». При этом эксперт РИСИ, назвав странным факт неосознания опасности теми, кого «прямо касается», заявила о неблагоприятном прогнозе, т.к. исламистская сторона «перешла к реальным действиям», в частности, в Татарстане. Таким образом, в контексте российской стабильности самыми «слабыми звеньями» оказались русские мусульмане и внутренняя ситуация в Татарстане, базисом чего обрисован «исламизм».

 

Весьма симптоматично, что в том же сентябре дипломат по образованию, бывший переводчик Леонида Брежнева, экс-советник Михаила Горбачева — Владимир Федоровский — не исключил возможной «серии исламистских прорывов в Средней Азии и до самого Кавказа», где «ситуация в Чечне уже создает России большие проблемы». Такое развитие событий породит хаос, механизм которого «может быть запущен нанесением военного удара», если Россия («в случае создания большой антизападной коалиции») попытается, «по своему обыкновению» (именно в такой формулировке!), использовать «способность нанесения ущерба, в этот раз против Запада» (пока последний «будет совершать новую ошибку, пытаясь использовать исламистов»). «Альтернативой» данному сценарию «мог бы быть скорее союз Запада с Россией против роста влияния исламистов».

 

Вот так вот все оказывается легко и просто. Приверженцев ислама — на обочину, межконфессиональный мир в многонациональной России — на свалку истории. Тем самым прямой путь для Москвы в объятия Запада объявляется открытым. Не в этом ли суть представления «исламизма» угрозой безопасности РФ?

 

В данном ракурсе весьма интересно, что, со слов главы РИСИ Леонида Решетникова (экс-начальник информационно-аналитического управления Службы внешней разведки России), мнение аналитиков данной структуры «учитывается» в высших эшелонах власти. В общем-то это не-удивительно, т.к. «в штате института много бывших сотрудников спецслужб» (хотя имеется и прослойка «гражданских специалистов»).

 

Другое дело, насколько будут восприняты идеологические выкладки РИСИ в аспекте исламизма, в особенности с учетом позиции президента России Владимира Путина в данном векторе? Элементарно, буквально в августе с.г. он подчеркнул плодотворную и востребованную деятельность мусульманских организаций, вносящих «значимый вклад в сохранение и развитие богатейших национально-культурных традиций народов России, многовекового отечественного духовного наследия».

 

Тогда же глава России выделил несение исламом «во все времена», как и другими традиционными религиями РФ, вечных ценностей «благочестия и любви к ближним». При этом В. Путин знаково отметил, что непосредственно в Поволжье «эти единые ценности помогали находить общий язык, понимать друг друга православному и мусульманину, русскому и татарину, башкиру, чувашу и другим представителям народов нашей страны». Кроме того, «веротерпимость веками служила одной из основ российской государственности», поэтому «именно сюда бьют те, кто стараются эту государственность разрушить». Однако «наши люди никогда не позволят растащить и расколоть наше общество по национальным «квартирам», по религиозному признаку, тем самым пытаясь «ослабить нашу страну, разрушить наш общий дом».

 

Как бы то ни было, налицо явные попытки внести раскол в российский социум.

 

Оригинал публикации: Эхо.az / («Эхо.az», Азербайджан)

http://inosmi.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.