АНО «Институт Качества»

НАША ЦЕЛЬ – РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРОВ

Панюков Дмитрий Иванович — директор

Еще полтора десятилетия назад термин «качество» употреблялся лишь в значении свойств какого-либо изделия или продукции. Но изменение конъюнктуры рынка наглядно показало, что нельзя добиться качественного изделия без продуктивного управления предприятием с применением методик по управлению качеством на каждой стадии создания продукта и его последующего использования. Первой компанией на территории г. Тольятти, призванной оказывать помощь предприятиям в изучении и внедрении в производство современных принципов управления качеством стала Автономная Некоммерческая Организация «Институт Качества».

За рубежом, уже на протяжении многих лет, управление качеством начинается на стадии проектирования конструкции и технологического процесса. Этот подход позволяет добиться соблюдения высоких стандартов качества спроектированной и изготовленной продукции и постоянного улучшения ее свойств. В нашей же стране пока больше внимания уделяется контролю в ходе процесса производства на разных его стадиях, что также безусловно важно, но часто недостаточно для обеспечения современного уровня качества изготавливаемого изделия.

Для Самарской области, с развитой автомобильной промышленностью, управление качеством является крайне важной составляющей. Ведь не для кого не секрет, что степень надежности автомобиля более чем на 2/3 зависит от качества его комплектующих. Поэтому ОАО «АВТОВАЗ» очень важен высокий уровень производственных систем и комплекс знаний сотрудников предприятий-поставщиков.

Именно с целью помощи предприятиям в освоении современных методов управления качеством, в 2003 году в г. Тольятти была создана АНО «Институт Качества». Ее учредителями стали ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «GM-АВТОВАЗ» и Тольяттинский государственный университет. Однако к активной работе организация приступила лишь спустя год, который ушел на создание материальной, учебно-методической базы и разработку семинаров по более чем 25 различным темам.

«Мы работаем не только с предприятиями-поставщиками, но и напрямую с «АВТОВАЗом» — говорит директор АНО «Институт Качества» Д.И. Панюков – Ежегодно наш институт обучает порядка 1500 специалистов. Сотрудник предприятия всего за 3-5 дней курсов получает не только теоретические знания, но и значительную долю практических навыков, которые в дальнейшем смогут помочь в его работе. В немалой степени этому способствует то, что все наши преподаватели имеют широкую практику консультаций на различных предприятиях автопрома в области внедрения требований стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002. У нас обучаются люди, занимающиеся на своих предприятиях проектированием и изготовлением самых разных изделий с использованием разнотипных технологических процессов, много представителей служб качества и управленцев разного уровня. Просто невозможно давать им квалифицированные комментарии без практики, ведь обучение без практических примеров не приносит должного эффекта».

Однако то, насколько человек сумеет применить в дальнейшем полученные знания, зависит не только от него самого, но и от конкретного предприятия. Ведь еще недавно организации, посылая на обучение своих сотрудников, не в полной мере использовали приобретенные сотрудниками полезные навыки в дальнейшем. В итоге, подготовка становилась малоэффективной, а не подкрепленные практикой знания терялись уже через 2-3 месяца. И хотя стоимость обучения в АНО «Институт Качества» невысока, тем не менее, деньги оказывались потраченными впустую.


В настоящее время предприятия и организации более ответственно относятся к этому вопросу и все чаще решаются на разработку и сертификацию своих систем управления на их соответствие международным стандартам в области качества. Это связано в том числе и с требованиями ОАО «АВТОВАЗ» и других автопроизводителей, а также с приближающимся вступлением России в ВТО, в результате чего, компании, не отвечающие таким стандартам, окажутся в проигрышном положении.

Важным шагом для АНО «Институт Качества» в понимании и освоении требований, предъявляемых иностранными сертификационными организациями стало взаимодействие с французской фирмой UTAC, одним из признанных лидеров в данной области. В рамках сотрудничества, с 2004 году компаниями было проведено уже более 15 совместных семинаров, и стороны не собираются останавливаться на достигнутом, в дальнейшем планируя проводить до 6-7 совместных семинаров в год.

В 2005 году АНО «Институт Качества» принял активное участие в разработке отчета ОАО «АВТОВАЗ» для премии Правительства РФ в области качества. Столь трудный и важный опыт в истории компании в итоге оказался плодотворным: Волжский автозавод вышел в финал и стал дипломантом.

«Несмотря на то, что мы по сути являемся независимой организацией, не относящейся напрямую к «АВТОВАЗу» и имеем возможность выбирать ориентиры в рамках установленных стратегических целей, сотрудничество с Тольяттинским автозаводом является в нашей работе приоритетным. Стоит отметить, что это единственное крупное предприятие в нашей стране, которое уже на протяжении пятнадцати лет работает фактически без государственной поддержки, находя самостоятельные источники прибыли и привлекая иностранных инвесторов. Сейчас на «АВТОВАЗе» работают более 110 тысяч сотрудников. Неудивительно, что в области качества наших усилий в подготовке специалистов явно недостаточно. Поэтому, помимо нас в данном сегменте работает несколько других организаций, причем мы не считаем их нашими конкурентами из-за слишком большого спроса на данный вид услуг. Спрос постоянно растет и организации, работающие в данный области деятельности полностью эту нишу не закрывают. И это при том, что планируемое «АВТОВАЗом», совместно с областной администрацией, дальнейшее развитие автомобильной промышленности нашего региона повлечет дополнительное увеличение потребности в нашей работе».

С 2004 года АНО «Институт Качества» активно сотрудничает с Поволжским клубом качества. Это взаимодействие позволило организации расширить сферу своей деятельности на весь Поволжский регион, а также Владимирскую область и республику Башкортостан.

Тем не менее АНО «Институт Качества» не останавливается на достигнутом. В результате освоения современных методик, участию специалистов во многих значимых конференциях в стране, организация имеет возможность внедрять в свою работу новые направления.

Среди ближайших задач – внедрение необходимых современных инженерных методик управления качеством в учебный процесс Тольяттинского государственного университета. Для этих целей, в рамках сотрудничества с Автомеханическим институтом ТГУ, запланирована разработка отдельного учебного модуля для инженерных специальностей с целью введения в образовательный процесс всех современных подходов к управлению качеством на предприятиях автомобильной промышленности.

Еще одним перспективным шагом станет применение новейших методик, связанных с бережливым производством, а также расширение области работы АНО «Институт Качества».

За четыре года работы, штат сотрудников НО «Институт Качества» увеличился почти в 3 раза. Несмотря на это, перед компанией стоит проблема нехватки специалистов с навыками в современных подходах в управлении предприятием и знанием технологических вопросов. Выход из трудного положения был найден, путем привлечения специалистов-внештатников с ОАО «АВТОВАЗ», Тольяттинского государственного университета и других предприятий города.

Несмотря на объективные сложности, уже сегодня можно отметить, что обучение персонала организаций в области менеджмента качества и внедрение новейших подходов к управлению предприятиями, осуществляемые АНО «Институт Качества», позволяют не только обеспечить бесперебойную работу компаний, но и способствовать поднятию уровня промышленности нашего региона на новую, более высокую ступень развития.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.