Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области

Матвеев Валерий Николаевич — Министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и стабильных темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику. Передовая транспортная инфраструктура имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода к инновационному пути развития.

Самарская область является одним из наиболее значимых в России транспортных узлов. Транспортный комплекс региона не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой дальнейшего социально-экономического развития. Основной объем грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный, автомобильный транспорт, а пассажиропоток – на автомобильный и городской электрический транспорт (трамваи, троллейбусы, метрополитен).

Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, являясь органом исполнительной власти, осуществляет управление в сфере транспортного комплекса, связи и информатизации, дорожного хозяйства, несет ответственность за координацию основных направлений реализации целевой государственной политики.

В последнее время потребности в транспортных услугах растут, однако существующая инфраструктура зачастую не в состоянии их удовлетворить. Проблемы транспортной отрасли невозможно снять путем экстенсивного развития, то есть предельной загрузки имеющихся сетей, — необходима программа интенсивного развития. В 2005 году Минтранс России разработал Транспортную стратегию России на период до 2020 года, которая является инструментом решения приоритетных задач развития транспортной системы. Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области ведет работу в рамках реализации данной стратегии.

Изменение характера экономических связей, структуры и объемов грузопотоков, растущая мобильность населения формируют потребность в более эффективном развитии транспортной инфраструктуры. По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, «нашей стране необходимо завершить интеграцию национальной транспортной сети в мировую, развивая существующие международные транспортные коридоры в европейской части России, а также создание необходимой инфраструктуры на Востоке Российской Федерации».

Сегодня одной из ключевых задач в Самарском регионе является создание инфраструктуры по обработке грузопотоков. Таким образом, одним из основных направлений транспортной политики министерства является развитие логистических технологий. Имеющиеся на территории региона логистические комплексы, как правило, принадлежат частным компаниям и в большинстве своем не соответствуют требованиям, предъявляемым международной логистикой. В связи с этим Правительство Самарской области разрабатывает Стратегию развития региональной транспортно-логистической системы (РТЛС). Необходимость создания Стратегии объясняется тем, что сегодня возникает потребность в построении единой транспортной сети, чтобы развитие всех видов транспорта, улично-дорожной сети и терминально-складского хозяйства было взаимосвязано. Одним из функциональных назначений РТЛС станет обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России на Транссибирскую магистраль с организацией оптимально-эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Среднего Поволжья и Южного Урала. В систему войдут специализированные склады-терминалы и объекты транспортной инфраструктуры, консолидирующие грузопотоки водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также объекты сопутствующего сервиса и информационно-логистического центра по управлению грузопотоками. Географическое расположение Самарского региона, по мнению областного министра транспорта, связи и автомобильных дорог В.Н. Матвеева, идеально подходит для создания подобного логистического центра и поможет сократить разрыв между Россией и Европой по объему грузопотока и транспортным издержкам.

Самарская область, находясь на пересечении важнейших международных транспортных коридоров Север – Юг и Восток – Запад, обладает высоким транзитным потенциалом. Подобная интеграция в систему евроазиатских связей предполагает модернизацию и комплексное развитие транспортной сети, в том числе повышение пропускной способности магистралей, ликвидацию узких мест на подходах к крупным городам и транспортным узлам. Еще один крупномасштабный и немаловажный для области проект – строительство автодорожного маршрута Центр – Поволжье – Урал. Трасса пройдет по территории Самарской области с мостовым переходом через Волгу.