Самарский филиал ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое»

ЗИМИНА Вероника Григорьевна – директор Самарского филиала Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое».

В последнее время Самара превратилась в настоящий город контрастов. Бурный рост строительной деятельности губернии привел к появлению новых зданий с поражающими взор своим великолепием современными архитектурными решениями. Вместе с этим стремительно увеличивается и число строительных организаций нашего региона. Главным условием законности осуществления ими строительной деятельности служит наличие лицензии. Этот документ является своеобразным знаком соответствия, легальности и надежности компаний на строительном рынке Самарской области.

Единственным координирующим органом в области, занимающимся консультациями, проверкой и рассмотрением документов, которые строительные организации представляют для получения лицензий на строительную деятельность, является Самарский филиал Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое».

Государственное лицензирование в строительной отрасли России было введено впервые постановлением Правительства от 8 ноября 1991 года. Решение о его создании диктовалось необходимостью контроля государством всего строительного комплекса для защиты прав потребителей от некачественной продукции в связи с возникновением множества частных строительных компаний с переходом страны в рыночные экономические условия. Для этих целей были созданы региональные лицензионные центры с полномочиями по выдаче лицензий на строительную деятельность.

Лицензионный центр в Самарской области под названием «Самарастройлицензия» был создан в 1992 году. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» органом, уполномоченным на ведение лицензирования строительной деятельности, был определен Минстрой России (впоследствии Госстрой России), который передал по договору полномочия на выдачу лицензий исполнительным органам субъектов федерации и лицензии продолжал выдавать центр «Самарастройлицензия». В начале 1998 года «Самарастройлицензия» была переименована в Управление подготовки и лицензирования субъектов строительства Самарской области. Тогда область действия выдаваемой лицензии ограничивалась границами субъекта Федерации, в котором она была получена. Для работы на территории других областей строительной организации необходимо было регистрировать лицензию в территориальном лицензионном центре.

Такая ситуация сохранялась вплоть до 1 января 2001 года. С этого момента Госстрой России приостановил действие договоров о передаче полномочий по лицензированию строительной деятельности и весь процесс выдачи лицензий взял на себя. Для работы с соискателями лицензий (лицензиатами) на местах в субъектах Федерации были созданы филиалы Федерального лицензионного центра при Госстрое России.


Филиалы ФГУ ФЛЦ на территориях оказывают соискателям лицензий консультационную и методическую помощь, участвуют по предписаниям лицензирующего органа в проверках, оперативно взаимодействуют с надзорными органами, силовыми структурами, администрацией области.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, заинтересованные в получении разрешения (лицензии), обращаются с соответствующим заявлением. Но до этого субъект проводит подготовку к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых документов. В конце подготовительного этапа соискатель лицензии предоставляет полный пакет документов для получения лицензии в Самарский филиал Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое».

Практика показывает, что ежегодно 20-25% соискателей лицензий, обратившихся в филиал за получением лицензии на строительную деятельность, в период ознакомления с лицензионными требованиями и условиями и подготовкой документов для получения лицензии отсеиваются, т.к. осознают, что не способны обеспечить качество и безопасность строительных работ.

При филиале работает экспертная комиссия, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, контрольных и надзорных органов Самарской области. Данным органом принимаются решения о представлении Росстрою рекомендаций о выдаче (отказе в выдаче) лицензий соискателям. Решение о выдаче лицензий принимается Лицензионной комиссией Росстроя.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и внесенными в него изменениями время рассмотрения документов, представленных на лицензирование, составляет не более 45 дней с момента приема заявления от организации. Срок действия лицензии — 5 лет.

На сегодняшний день в Самарской области действует около 6000 лицензий на 3 вида строительной деятельности –проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства.

Существующая система лицензирования решает очень важную задачу: не допустить на строительный рынок случайных людей. Но она же вручает подрядчикам «визитную карточку» сроком на пять лет, свидетельствующую о профессионализме и надежности исполнителей, способствует созданию в отрасли конкурентной среды, новых рабочих мест (куда более стабильных, чем в бригадах-однодневках), гарантирует своевременность налоговых поступлений в бюджет и обеспечивает приток инвестиций в экономику области.

Кроме того, соискатель лицензии волей-неволей приводит в порядок документацию и менеджмент своей фирмы, что всегда на пользу бизнесу.

Еще одним немаловажным направлением деятельности Самарского филиала Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Рос-строе» является контроль соблюдения лицензионных требований и условий. Это строгая мера, но необходимая. Нерадивые лицензиаты уходят со строительного рынка. Лицензионные требования и условия для профессионалов не являются преградой — они логичны и понятны для них, изложены в постановлении Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства»: — обязательное профессиональное образование и определенный стаж работы кадров, повышение квалификации раз в пять лет, наличие у организации производственной базы, выполнение работ в соответствии с государственными стандартами и наличие системы контроля качества. Таким образом, государством определён инструмент регулирования в строительстве через систему лицензирования. На настоящий момент это один из основных методов защиты от нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан при возведении строительных объектов и сооружений.