Под стук колес
В истории Куйбышевской железной дороги много ярких и достойных личностей, среди которых Дмитрий Степанович Сугак. 54 года он проработал на разных участках стальной магистрали бывшего Советского Союза. Был начальником трех дорог: Пермской, Дальневосточной и Куйбышевской. В последнюю в своей жизни дорогу, по воспоминаниям сослуживцев, был безмерно влюблен, называл ее «музыкой в движении». За годы его руководства (1961 – 1976) Куйбышевская железная дорога претерпела ряд масштабных преобразований, в результате которых увеличилась ее пропускная способность, были построены новые линии, станции и узлы, возведены целые поселки со всей прилагающейся инфраструктурой. В 1973 году по инициативе Дмитрия Степановича открылся железнодорожный институт (ныне Самарский государственный университет путей сообщения).
Сугак Дмитрий Степанович (1909 – 2003г.г.), почетный железнодорожник, кавалер трех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, награжден 16 медалями (из них 4 боевых).
Вся жизнь Дмитрия Степановича прошла под стук колес. Он родился в семье паровозного машиниста, и это обстоятельство в дальнейшем сыграло решающую роль в выборе профессии. В
Поезд его жизни то замедлял ход, задерживаясь подолгу на судьбоносных остановках, то набирал скорость, оставляя позади прожитые вместе со страной годы, взлеты и падения нескольких поколений.
Настоящим испытанием его профессиональной деятельности стала работа в должности начальника крупного паровозного депо Рыбное. Шел 1942 год. Большой, изрядно потрепанный парк паровозов, нехватка рабочих рук, отсутствие профессиональных бригад, проблемы с запчастями, оборудованием и материалами – это только маленькая толика того, с чем пришлось столкнуться Дмитрию Степановичу. Но знания, опыт, умение общаться с людьми помогли наладить работу и вывести отстающее депо в одно из самых передовых. За что Сугак получил звание «Почетного железнодорожника» и был премирован добротным костюмом. После освобождения в 1943 году нашими войсками Белгорода и Орла, Дмитрий Степанович получает новые назначения: одновременно начальником белгородского депо и начальником паровозной колонны резерва НКПС №89, обслуживающий Воронежский фронт. Колонна, в составе которой 30 паровозов, двигалась под бомбежками вместе с фронтом, обеспечивая своевременные перевозки. Но на войне люди гибли не только по вине противника, но и от собственной халатности. Однажды, на одной из прифронтовых станций вспыхнул пожар: неосторожное обращение подростка с огнем привело к непоправимым и жутким последствиям. Огонь перекинулся на состав со снарядами, и мощные взрывы привлекли внимание фашистских самолетов. В результате бомбежки – сотни погибших и огромные разрушения на узле. Этот эпизод навсегда врезался в память Дмитрия Степановича.
В 1949 году Сугак становится самым молодым начальником одной из железных дорог страны – Пермской, а в 1953 году Дальневосточной. И если первая дорога отняла у него много сил на восстановление: ему досталось в наследство путевое хозяйство в аварийном состоянии, гнилые шпалы, 5 – 6 крушений и сходов ежемесячно…, то годы работы на Дальневосточной, он считал «самыми светлыми и хорошими». Крепнувшая дружба между СССР, Кореей и Китаем, увеличение грузооборота между странами способствовали постоянному обмену делегациями (с нашей стороны ее возглавлял Дмитрий Степанович). Благодаря такому тесному сотрудничеству быт и культуру этих народов можно было наблюдать воочию. Несколько лет спустя, уже работая на Куйбышевской железной дороге, Дмитрий Степанович поражал сослуживцев своими познаниями в истории и культуре народов Дальнего Востока. А каким он был замечательным рассказчиком, об этом до сих пор вспоминают ветераны-железнодорожники. Помимо железной дороги, в его жизни были две страсти — это книги и путешествия. И те, и другие расширяют горизонты познаний, обогащают внутренний мир человека, делают его интересным собеседником. Именно таким и был Дмитрий Степанович Сугак. Но не будем забегать вперед, а тогда, в 1961, его опять позвала дорога, и он в очередной раз получает новое назначение. С Дальнего Востока отправляется руководить не менее важным и ответственным участком стальной магистрали – Куйбышевской железной дорогой.
Профессионализм, интеллигентность, начитанность, природное обаяние нового руководителя
Суточный доход Куйбышевской железной дороги в период его руководства составлял 1,1 млн. рублей (по тем временам — это внушительная сумма). В 1971 году дорога была награждена орденом Ленина. А в 1973 году распахнул свои двери Куйбышевский железнодорожный институт. Инициатором этого масштабного проекта был также Дмитрий Степанович Сугак. Он прекрасно понимал, что его любимая железная дорога с ее объемами давно доросла до собственного высшего учебного заведения. Его вклад в Куйбышевскую железную дорогу неоценим. Дмитрий Степанович всегда болел за нее душой, даже уйдя на пенсию, не терял связи. Радовался ее успехам и достижениям. Своих коллег по работе очень ценил, считал, что рядом с ним работают только асы.
Его интеллигентный стиль руководства положительным образом влиял на работу коллектива и до сих пор считается образцом для подражания. Дмитрий Степанович был строг и требователен к подчиненным, но при этом никогда не повышал голоса, не унижал человеческого достоинства. С уважением относился к каждому сотруднику. Работая по 10 – 12 часов в сутки, успевал решать многие вопросы: от глобальных, связанных со строительством путей, развязок и станций, до социально-бытовых и личных. Поэтому в памяти многих людей остался «замечательным руководителем и прекрасным человеком».