Плисецкая с 1986 года была кавалером ордена Почетного легиона. В этом году она удостоилась офицерского звания. Посол Франции в России Жан де Глиниaсти, вручая ей знак офицерского отличия, назвал ее олицетворением грации, таланта и мужества России.
«Я благодарю президента Франции (Николя) Саркози за то, что он наградил меня столь высоким званием. Меня с Францией, действительно, связывает очень много. Я танцевала балеты великих французских хореографов — Ролана Пети, пять балетов Бежара, четыре из которых были специально поставлены для меня. Костюмы для всех очень значимых для меня спектаклей сделал Пьер Карден. При этом вы же понимаете, что мне это было не по карману. Это были его царские подарки мне», — сказала Плисецкая.
Она отметила, что и на этой церемонии она не изменила своему любимому кутюрье. На балерине были классические узкие черные брюки и черная из плотного материала туника с приподнятым воротником в стиле испанских дворянских платьев — костюм от Кардена.
«Сейчас я занята только тем, что делает Родион Щедрин, я езжу на его премьеры, спектакли. Завтра буду на премьерах «Мертвых душ» в Большом театре. Этот спектакль выставили на «Золотую маску», так что это будет шикарная постановка», — заявила Плисецкая агентству.
Оперу Щедрина «Мертвые души» в постановке режиссера Василия Бархатова на два дня привезет в Большой Мариинский театр дирижер Валерий Гергиев. Показ спектакля в Москве пройдет в рамках театрального фестиваля «Золотая маска», где «Мертвые души» представлены в нескольких номинациях, в том числе как «Лучший спектакль в оперном жанре».
В этом году высокой награды Франции удостоены три деятеля российской культуры — помимо Плисецкой это режиссер Павел Лунгин и генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. Ранее ордена Почетного легиона уже удостаивались директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, дирижер Валерий Гергиев, альтист Юрий Башмет, режиссер Никита Михалков.
Орден Почетного легиона (Ordre national de la Legion d’honneur) — национальный орден, учрежденный Наполеоном Бонапартом 19 мая 1802 года по примеру рыцарских орденов. Принадлежность к ордену является высшим знаком отличия, почета и официального признания особых заслуг во Франции. Прием в члены ордена осуществляется за выдающиеся военные или гражданские заслуги президентом Франции.
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 году в Москве. Ее отец Михаил Плисецкий работал начальником советских угольных рудников. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян. Мать — Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна, актриса немого кино, — была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент, а в Москву вернулась лишь в 1941 году. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, знаменитые танцовщики Большого театра.
В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Ее преподавателями были Евгения Долинская, Елизавета Гердт, Мария Леонтьева, но лучшим своим педагогом балерина считает Агриппину Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года, после окончания училища. С Вагановой она готовила партию Маши в балете Чайковского «Щелкунчик».
В Большом Плисецкую зачислили в составе кордебалета, однако вскоре ей стали давать интересный для нее репертуар. Среди ее звездных ролей — фея осени в «Золушке» Сергея Прокофьева, Одетта и Одилия в «Лебедином озере» Петра Чайковского, Зарема в «Бахчисарайском фонтане». Она участвовала и в постановках балетов «Раймонда» Александра Глазунова, «Жизель» Адольфа Шарля Адана, «Спящая красавица» Чайковского, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина, а также в трех осуществленных на сцене Большого театра постановках балета «Спартак» Арама Хачатуряна.
В 1960-е годы, после ухода со сцены Галины Улановой, Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. Она всегда хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. После долгих запретов со стороны Минкультуры и руководства театра балерина добилась того, что на сцене Большого впервые был показан авангардный на тот период спектакль «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, поставленный знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо. Роль Кармен стала одной из главных в репертуаре балерины. Затем были «Анна Каренина» на музыку Щедрина, где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. Как хореограф Плисецкая поставила на сцене Большого театра балет Щедрина «Чайка», исполнив в нем роль чайки.
Последний свой спектакль в Большом — «Даму с собачкой» — она танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с театральным руководством, в том числе с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем, привели к тому, что балерина ушла из театра.
Плисецкая работала художественным руководителем балета Римской оперы и возглавляла мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ». Танцевала в балетах выдающихся хореографов мира — с Роланом Пети, Морисом Бежаром.
В августе 1994 году в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся первый международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы «Имперский русский балет», созданной по ее инициативе.
О своей непростой творческой и человеческой судьбе Майя Плисецкая написала в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая…», вышедшей в 1994 году. Книга, проиллюстрированная уникальными фотографиями, выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.
Майя Плисецкая уже более 50 лет замужем за композитором Родионом Щедриным. В 1991 году супруги перебрались в Германию, в Мюнхен. Впоследствии в прессе писали, что они «живут на три дома — большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве» (литовское гражданство получили в 1993 году).
Балерина является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов «За заслуги перед отечеством» III (1995), II (2000) и I степеней (2005), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор, награду принимала летом 1985 года вместе с музыкантом Святославом Рихтером) и Почетного легиона (1986), высшего ордена Испании — «Орден Изабеллы Католической». Король Испании пожаловал российской балерине дворянское звание. Плисецкая также удостоена звания «Почетного гражданина Испании». Среди многочисленных наград балерины — международная премия, ежегодно присуждаемая мэром Парижа самой элегантной женщине года — «Превосходная-1986», и другие.