А мы скрипим, крошимся, обваливаемся кусками. Мы, руками Яценюка, безропотно выполняем далеко не всегда пригодные для сложившейся ситуации шаблоны МВФ. Мы, руками Турчинова, не подписываем приказ о применении оружия в Крыму. Мы, руками Порошенко, пожимаем руку Путина, давшую отмашку на захват наших земель на Юге, и убийство наших граждан на Востоке. Мы — объект, мы — доска, о жизни молекул в которой, напоминает жалобный скрип нашей двухэтапной постмайданной власти.
Наверное, все могло бы быть по-другому.
Ни для кого не секрет, что на руках и без того нерешительных Яценюка и Турчинова, практически с первых дней крымской аннексии, повисли европейские, а, главным образом, американские дипломаты: ни при каких условиях украинская власть не должна была создать обстоятельства, которые вынудили бы США и союзников напрямую вмешаться в украино-российский конфликт. В результате Украинское государство потеряло Крым, достоинство, доверие к себе военных и понесло серьезнейшие экономические потери. Американский посол рассказал нам о том, что только путем построения демократического и экономически-привлекательного государства мы сможем вернуть себе Крым. Мудро. Где План Маршалла для Украины? Вопрос не праздный. Путем потери всего вышеперечисленного, Украина предоставила своим западным партнерам возможность еще года полтора—два в уютной обстановке пабов составлять планы того, как они будут защищать свой образ жизни от человека, который, по определению Ангелы Меркель, «уже не с нами», но с ядерным чемоданчиком. Разве эта передышка ничего не стоит? Украина отдала третий в мире арсенал ядерного оружия, на сдерживание которого Вашингтон ежегодно тратил 10 миллиардов долларов в начале 90-х, должна воспринимать будапештстский Меморандум, как филькину грамоту? Украина должна забыть о том, что каждый доллар, украденный у ее граждан, десятками миллиардов работает на экономики стран Запада, поскольку спрятан либо в них, либо в созданных ими и патронируемых ими офшорных зонах? Украина должна забыть, кто вопил: «Вас всех убьют!», и заставлял тройку Майдана 21 февраля подписать политически-кабальное соглашение с президентом, который уже третий день как вызвозил из страны награбленное, и которого оставили все силовики? Украина должна забыть, что страны ЕС, в чьих банках находились болевые точки инициаторов разгона Майдана, не захотели оперативно выполнять свои же законы и возбуждать антикоррупционные расследования, способные купировать дальнейшее трагическое развитие событий в нашей стране? Украина должна забыть о том, что лидеры европейских государств намекали Киеву о нежелательности педалирования вопроса с подписанием оставшейся части Соглашения об ассоциации с ЕС, ибо это может вызвать эскалацию со стороны России, что будет понуждать ЕС к ужесточению санкций, а это негативно воспринимается корпорациями, способными понести потери от недоторговли с РФ?
От украинского вопроса многие хотят избавиться чем быстрее, тем лучше. Приглашение Петра Порошенко в Нормандию было не столько данью павшим во время Второй мировой украинцам, сколько ловушкой, цель которой была в переведении украинской проблемы на двусторонний киево-московский уровень. Никто не хочет воевать за Украину; никто не хочет нести экономические потери от санкций против России. Тогда повторяю вопрос: где План Маршалла? Или хотя бы списание Украине старых долгов, на погашение которых нам снисходительно выделили новые кредиты? Кто-нибудь из украинской власти поднимал этот комплексный и правомерный вопрос в Вашингтоне; в офисе МВФ? Кто-нибудь сознался в том, что нам нужны не столько идеи реформ — все уже давно разработано и описано — только выбирай, а нам нужны «смотрящие» от цивилизованного мира. Они нужны в Нацбанке для недопущения мутного рефинансирования и определения путей вымывания денег посредством акцизных марок; они нужны в Фонде госимущества для недопущения приватизационных конкурсных манипуляций; они нужны в Минтопэнерго для недопущения междусобойчика по дерибану ГТС, «Укртранснафты» и «Укрнафты« между верными короне олигархами; они нужны в налоговой службе для отслеживания условий возврата НДС; они нужны в «Укравтодоре» для недопущения снятия процентов; они нужны в ГПУ для прекращения рэкета; они нужны в Госказначействе для препятствования откатам; они нужны в Антимонопольном комитете, который никак не узрит точку приложения сил в рудно-сырьевой, газораспределительной, авиаперевозочной, банковской и прочих сферах; они нужны в Минтрансе для предотвращения портовых и железнодорожных схем дерибана; они нужны премьер-министру для остановки всего вышеперечисленного, включая очередной масштабный передел собственности с благодарностью за способствование этому.
Кстати, наличие всех этих проблем опять-таки напоминает нам о необходимости выбора: быть или казаться? Ибо с их сохранением государством можно только казаться. Бездарность АТО имеет объективные объяснения: милиция умерла; армия только оживает; СБУ обливается то живой, то мертвой водой, а мы с вами каждый день оживаем и умираем, не отводя глаз от ленты новостей с Востока. Нам ведь не до схем и переделов, правда? Ты дерибан видишь? А он есть…
А вот внятной политики в условиях войны у Украины как не было, так и нет. Киев разорвал дипотношения с Москвой? Может, выслал из Киева, Харькова и Одессы полчища работающих там под дипломатическим прикрытием ФСБшников? Провел профессиональную дискуссию и анализ возможностей отрезания Крыма от воды, газа и электричества? Обменял сохранение обеспечения на цену российского газа? Запретил «Аэрофлоту», летающему в Крым, полеты на Украину? Жестко занялся лоббированием интересов украинских производителей на альтернативных российскому рынках? Если не ввел визы с РФ, то, по крайней мере, въезд по иностранным паспортам? Проанализировал ошибки АТО? Ввел на Востоке военное положение, позволяющее профессионалам в ночное время и точечно делать свою работу, минимально подвергая мирное население опасности? Утвердил наконец отличающийся от лебедевского и саламатинского оборонный заказ? Начал процедуру привлечения к ответственности тех, кто повинен в потере Крыма, дабы другим «царским мордам» неповадно было казенными землями разбрасываться? Закрыл вооруженными силами границу? Вернул на Украину миротворческие контингенты из Косово, Либерии или Конго? Обеспечил украинских дипломатов оперативной и достоверной информацией о происходящем на Востоке? Тех самых дипломатов, которые три месяца узнавали о войне из Фейсбука Дмитрия Тымчука и с этими знаниями должны были противостоять в Европе российским спецслужбам, российским дипломатам, а самое главное российским деньгам, которые чудесным образом немало западных экспертов, журналистов и дипломатов превращают в пророссийских?
Проводя подобную политику, Киев разозлил бы и Москву, и Запад? Вероятнее всего. Но он бы заставил себя уважать и с собой считаться. Не скулить, не трещать, не заглядывать в глаза. А отвоевать право голоса страны, защищающей себя и вовлекающей в свою защиту сильных мировых игроков.
Но, похоже, долгожданный президент решил поступить иначе. По крайней мере — сейчас. Петр Порошенко решил вступить в переговоры с Путиным. И не только потому, что этого хотел, в первую очередь, Евросоюз. Но и потому, что для Порошенко переговоры — это естественная среда обитания. Петр Алексеевич по своей сути купец. Переговоры — это его воздух, его сырье, его бизнес, его модус операнди. Бьющая ключом энергия и полное отсутствие барьеров в выборе партнеров по переговорам делали Порошенко относительно эффективным бизнесменом и политиком. Кроме того, новому главе государства свойственно стремление все делать самому. Ибо именно он — лучший дипломат, лучший воин, лучший прокурор, лучший контрразведчик, лучший банкир… Впрочем, все это у нас еще будет время наблюдать. Эти пояснения нужны лишь для того, чтобы понять, почему президент Украины, имея возможность вести переговоры с Москвой посредством премьера, министров и дипломатов, взялся за них сам, не дожидаясь формального вступления в должность.
А теперь вопрос: что такое Петр Порошенко может предложить Владимиру Путину, чего Путин не может взять сам? Прекратить АТО? Так это в силах самого Путина, поставляющего на Восток нашей страны инструкторов, наемников, всяческое оружие и боеприпасы, БТРы, а теперь уже и танки в сопровождении авиации. Отказаться от вступления в НАТО? Так даже при наличии попытки у Путина есть все возможности заблокировать принятие Украины в Альянс. Политическую лояльность Киева? Так Путин уже не поверит персональным заверениям. Официальный отказ от Крыма? А зачем Путину третий Майдан? Тем более, что он абсолютно уверен в том, что украинская экономика уже осенью даст повод для масштабных социальных потрясений по всей стране.
Восток для Путина — не цель, а средство дестабилизировать ситуацию во всей Украине. Украина для Путина — не цель, а средство, пользуя которое он утверждается как лидер Европы. Более всех других это понимает Ангела Меркель. Именно она делает тяжелый выбор между ценами и ценностями, определяясь со своей позицией, например, в отношении подписания 27 июня Соглашения об Ассоциации ЕС и Украины. Ведь Путин столбит за собой место политика, без учета мнения которого Европа не должна принимать серьезные решения. И многие лидеры стран ЕС с этим своекорыстно смирились, радостно тиская ручку того, кто представляет государство, чьих царей, по их собственному мнению, в прошлые века они научили ходить на двух ногах. Но главное, Украина для Путина — это средство внести раскол между Европой и Соединенными Штатами. Америка, готовая перейти к санкциям третьего уровня, предполагающим вступление в игру банков, не решается в одностороннем порядке прибегнуть к этому шагу, поскольку Европа не готова следовать примеру Вашингтона. Обама, даже под давлением своих «ястребов», пока не решается демонстрировать трещину с ЕС.
Учитывая все вышеперечисленное, по большому счету, Порошенко может предложить Путину только победу России над Америкой в этом бою. А значит, капитуляцию Украины, превращение страны в ампутанта. «Брестский мир» с усекновением территорий, достоинства, мечты, перспектив вырваться из серой зоны, наконец-то самоопределившись и отстояв свой выбор.
Хочет ли этого Порошенко? Разумеется, нет. Он не трус. Будучи отличником с неудом в табеле по поведению, он с детства знает, что при встрече с дурной компанией на мосту нужно бить в нос самого здорового. Он точно знает, что портрет в учебнике украинской истории его интересует больше, чем масштаб финансовых дивидендов, которые традиционно способен приносить пост президента (с сотнями тысяч гектаров позже разберемся). Но при этом он помнит, что 55% украинских избирателей проголосовали за него в первом туре, «чтобы война закончилась». А еще он знает, что должен продемонстрировать Западу убедительную попытку провести результативные переговоры с Путиным. А уж если эта попытка не удастся, то Западу придется заканчивать танцы с санкциями на гребешке, и по-настоящему начинать бороться если не за Украину, то за самих себя точно. Порошенко ввязывается в бой, чтобы «там посмотреть».
Какое значение переговорам с президентом Украины придает Путин — нам неведомо. Возможно, он тянет время. Ведь разрастание хаоса на Востоке способно уже в ближайшее время остановить предприятия региона и, соответственно, вовлечь в турбулентные потоки оставшихся без зарплаты шахтеров и металлургов. Свою границу россияне закроют. И можно не сомневаться в том, что обозленные народные массы Донбасса во всех своих бедах обвинят Киев, который, собственно, рядом — рукой подать…
А может президент РФ ждет осени, ведь как уже было упомянуто, именно в это время Путин ожидает обвала украинской экономики и социальных бунтов. На самом деле, если ничего радикально и оперативно не изменится в подходах к управлению экономикой, то боюсь, что его прогнозы получат красную степень вероятности. Ведь в своем большинстве мы еще так и не поняли очень важную вещь: не меньшей, чем коррупция угрозой для нашего государства, является интеллектуальное вырождение подавляющего большинства власть имущих. Но не станем сейчас отвлекаться, а вернемся к резонам кремлевского вождя.
Наверняка нужно пони-мать следующее: Путин, унаследовавший от Ельцина метод укрощения украинских лидеров, больше не намерен делать ставку на лояльность личности, находящейся у руля страны. И не только потому, что по действующей Конституции, руль, доставшийся Порошенко, в несколько раз меньше того, от которого с трудом отодрали Януковича. Путин хочет системного закрепления вассальности Украины, максимального из возможных крепежей — конституционного. Язык, нейтральный статус, избираемость губернаторов, федерализация. Изменений в Конституцию также хочет и Америка: во время последнего визита Виктория Нуланд высказалась прямо — сначала Конституция, потом досрочные перевыборы парламента.
Существует высокий риск того, что сделав Конституцию частью переговоров, президент потеряет не только темп, но и ясное видение ситуации, которую замутят формулировки статей и война за их нюансы. Рядом, безусловно, есть те, кто помогут. Кто искренне считает, что для Украины даже казаться государством — недоразумение. Ведь рядом многолетний друг президента — Михаил Зурабов — чрезвычайный и полномочный посол России на Украине, о котором в Кремле, спустя годы наконец-то вспомнили. Рядом непотопляемый, переходящий от Кучмы к Тимошенко, от Тимошенко к Януковичу, и ныне востребованный Виктор Медведчук — медиум, способный разговаривать с духами живых и здравствующих кумовей — Путина и Медведева. Рядом Константин Григоришин, способный подставить плечо не только во время затратной избирательной кампании, но и при обсуждении чудной идеи по созданию масштабного клирингового центра, призванного «упорядочить» торговые отношения между Украиной и Россией.
Переговоры с Россией провести по шаблону бизнес-переговоров не удастся. Путин не считается с бизнесменами: в его системе он сам назначает кому быть богатым, а кому нищебродствовать. Если мы получили власть со старым набором недостатков, просто проявляющихся на тесте более бледной полоской, то единственное, чего страна достигнет, так это уменьшения сроков между Майданами и увеличение количества жертв на них. Было бы славно, чтобы кабан и косуля, заваленные в прошлый четверг в президентском «Залесье», по случаю семейного торжества, стали бы последним символом, способствующим возрождению совсем свежего прошлого.
Следующая неделя способна изменить обстоятельства; сделать их сильнее, чем желания лидера страны-агрессора. Для этого необходим убедительный успех в АТО. Кадровые назначения нового президента тоже многое расскажут о его намерениях. Порошенко-бизнесмен для Путина — открытая книга. Порошенко-президент — книга не прочитанная еще никем. Возможно, месяцы, проведенные Петром Алексеевичем на Майдане, убедили его в том, что, казалось бы, аллогичность реакций, непредсказуемость действий, в конце концов, иррациональность бывают победосноными. Правота придает силы. Вера — бесстрашие. А принципы — не ситуативную, а осознанную поддержку граждан. Люди хотят мира, но не любой ценой. И многие, очень многие, понимают, что за мир нужно иногда и повоевать. Хотя бы для того, чтобы он не оказался пленом.
Возможно, Киев добьется незыблемости договоренностей подписания Соглашения об Ассоциации. Сможет отстоять многосторонний формат переговоров, не позволив замкнуть себя в клетке с тигром. Демонстрация единства премьера и президента, уже начавших по мелочам копать друг под друга, будет совсем не лишним обстоятельством в нынешних условиях. В конце концов, государство должно определиться и, определившись, дать понять друзьям и врагам: мы играем или в нас можно «рыбу заворачивать».
Оригинал публикации: Купецьке слово. Президентська справа / («Зеркало Недели», Украина)