Авария Ту-154: пилота заподозрили в подделке диплома

Следственный комитет России завершил расследование уголовного дела против командира Ту-154 «Авиалиний Дагестана», разбившегося при аварийной посадке в московском аэропорту «Домодедово» в декабре 2010-го года, сообщила пресс-служба ведомства.

 

Пилота Закаржи Закаржаева обвиняют в нарушении правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух человек. Он не признает вину.

Следствие пришло к выводу, что действия остальных членов экипажа не имели тяжких последствий. Однако адвокат Закаржаева Александр Категов считает, что их роль в инциденте не была достаточно расследована.

Ранее газета «Известия», ссылаясь на документы, полученные из Общественной палаты, усомнилась в квалификации второго пилота — Магомеда Шамалова. В архивах Калужского авиационного летно-технического училища, указанного в его свидетельстве гражданского пилота, нет сведений о том, что он там когда-то учился.

Сам Шамалов заявляет, что учился в Калуге, когда уже был гражданским пилотом, а необходимые для полетов документы ему выдали другие учреждения. В настоящее время он, шесть других членов экипажа и 163 пассажира признаны потерпевшими.

В руководстве авиакомпании выступают с противоречивыми оценками квалификации второго пилота.

Это уже не первый инцидент, когда документы пилотов региональных авиакомпаний оказываются под вопросом. СКР ранее усомнился в законности получения сертификата пилота командиром Boeing-737, разбившегося в Казани в ноябре, Рустемом Салиховым, который проходил обучение в негосударственном центре подготовки.

Много пилотов с фиктивными дипломами?

  • Представитель СКР Владимир Маркин заявил в декабре, что, по данным ведомства, «многие пилоты» небольших авиакомпаний получили фиктивные дипломы о подготовке.
  • В связи с этим, по словам Маркина, у СКР возникли претензии к Росавиации, которая лицензирует центры подготовки пилотов.
  • Руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что агентство проверит все летные учебные центры, которые попали под подозрение СКР.
  • В частности, в незаконной выдаче документов пилотам подозревают гендиректора авиационного учебного центра «Крылья Невы» Андрея Кочарыгина. Против него возбуждено два уголовных дела.
  • Учебный центр «С 7 Тренинг», где проходили обучение пилоты разбившегося в Казани «Боинга», в настоящее время уже ликвидирован.


Пилот-любитель?

В руководстве «Авиалиний Дагестана», которые лишились лицензии и признаны банкротом, заявили, что подозрения в подлинности документов Шамалова несколько лет назад у них были настолько сильны, что его уволили. Однако в 2008-м году его снова приняли на работу, и окончательно Шамалов уволился лишь в 2012-м году.

В интервью Би-би-си менеджеры компании наотрез отказались прокомментировать обстоятельства решения, в результате которого Шамалов вновь был принят на работу.

«Когда у нас были подозрения, его уволили. Тогда мы посылали и запросы, и наши юристы ездили в Калугу, они это все проверяли. Когда подтвердилось, что его документы не соответствуют [стандартам], тогда было принято решение о его увольнении», — сказал Би-би-си заместитель гендиректора авиакомпании Абдула Ангутаев.

Бывший гендиректор «Дагестанских авиалиний» Мирза Омариев рассказал российским СМИ, что Шамалова приняли на работу в 2008-м году, когда он предоставил новые документы о летном образовании.

Как утверждает сам пилот, первоначальную летную подготовку он проходил в рамках системы «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту» (ДОСААФ), где можно получить свидетельство пилота-любителя.

После этого в 1992-м году, когда Шамалов уже работал в Махачкалинском авиапредприятии, он прошел 4-месячные «курсы переучивания по программам подготовки командиров воздушного судна Ан-2″ в учебно-тренировочном отряде (УТО) в Ростове-на-Дону», свидетельствует документ, опубликованный в «Известиях».

Шамалов подтвердил, что предоставил газете этот документ. Он утверждает, что его факт обучения в системе ДОСААФ и затем в УТО обеспечил ему возможность работать гражданским пилотом, а «Калуга тут ни при чем».

«Инструкции вверх ногами»

Помощник генерального директора авиакомпании Иосиф Лихтман поддержал версию Шамалова, однако отказался говорить об обстоятельствах его первого увольнения, сославшись на то, что смог найти соответствующий приказ.

Лихтман также объяснил неясные обстоятельства подготовки пилота тем, что «в 1992 году все инструкции стояли вверх ногами».

В свою очередь Ангутаев в интервью Би-би-си обратил внимание на то, что подготовка профессиональных пилотов занимает годы и ни при каких условиях не может длиться несколько месяцев.

Бывший заместитель гендиректора авиакомпании «Авиалинии Дагестана» Алексей Джабраилов в интервью Интерфаксу также заявил, что обстоятельства того, как второй пилот самолета прошел подготовку, противоречат инструкциям.

Адвокат командира воздушного судна Категов заявил, что ставил в известность следователей о сомнениях в квалификации второго пилота, однако они не были учтены. Адвокат также заявил, что многочисленные ходатайства о повторных экспертизах не были приняты.

Выводы МАК

Инцидент с Ту-154 произошел 4 декабря 2010 года.

Самолет вылетел из московского аэропорта «Шереметьево» в Махачкалу, но вскоре у него отказали два из трех двигателей. Во время вынужденной посадки в Домодедове самолет приземлился за пределами посадочной полосы и столкнулся с земной возвышенностью, в результате чего разломился на две части.

 Носовая часть сильно пострадала. Погибли двое пассажиров, сидевших в переднем салоне, — брат президента Дагестана Магомедсалама Магомедова и мать судьи Конституционного суда России Гадиса Гаджиева.

СКР утверждает, что рассматривал действия каждого члена летного экипажа и пришел к выводу, что они не привели к тяжким последствиям.

Ранее Межгосударственный авиационный комитет заявил, что авария была следствием ошибочных действий экипажа при полете и посадке в сложных погодных условиях.

Как МАК сообщал в сентябре 2011 года, бортинженер самолета, в ручном режиме перекачивавший топливо во время набора высоты, непреднамеренно прекратил подачу топлива к двигателям. Из-за этого крайние двигатели выключились, и у самолета отказали три электрогенератора.

Комитет заявил, что командир судна не руководил ситуацией и не смог распределить обязанности в экипаже. Вместе с тем МАК обращал внимание на «недостаточную профессиональную подготовку как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях».

Авиационный эксперт Владимир Герасимов заявил Би-би-си, что в материалах следствия, по его мнению, недостаточно внимания уделяется фактору взаимодействия между членами экипажа Ту-154.

«Работает экипаж. Ведь для этого сажают туда несколько человек, двоих, троих, четверых, чтобы они справились, у каждого есть свои обязанность и ответственность», — сказал он в интервью Би-би-си.

http://www.bbc.co.uk

ВСЕ НОВОСТИ… 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.