146 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина

Единство мыслей и поступков

 

Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным, благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным.

 

Махатма ГАНДИ

 

ТОЛЬКО при поразительной цельности и при огромной моральной силе могла создаться такая крупная историческая личность, как Владимир Ильич Ленин. Вокруг его облика и деятельности неизменно бушевала и до сих пор бушует страстная борьба мировоззрений, ибо его речи и деяния были направлены для неустанного преследования одной цели: линии революционной классовой борьбы пролетариата и его конечного дела – победы над классовым обществом. Именно пролетариату Ленин посвятил всю свою горячую жизнь и неустанную работу, ему отдал свои мысли и труд в условиях лишений, опасностей и жертв с ранней своей молодости.

 

Человек, носивший в себе такое громадное историческое значение, оставался простым, скромным, почти по-мужицки живущим пролетарием, жил ли он в бедной лачуге или в царском дворце в Кремле. Он и здесь оставался символом революции: могуче расправляясь в разрушительной и созидательной своей силе, пренебрегая всей мелочностью и узостью жизни, без претензий к роскоши и оставаясь постоянно скромным в своей жизни. Под этим впечатлением Горький сказал о нем: «Его частная жизнь такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого». Адлер, австрийский философ, отметил, что человек, который мог бы сделаться русским царем, если бы им руководили личное властолюбие и жажда славы, а не идея социальной революции, умер в комнате прислуги, в загородном доме, из многих комнат которого он хотел жить только в этой. Это не было эффектной игрой, это не была демагогия, наверняка уже чуждая смертельно больному человеку – это был инстинкт человека, который иначе не мог поступать, ибо существу большой пролетарской идеологии, которую он исповедовал, для которой он жил, мог соответствовать только пролетарский образ жизни. Таким был Ленин – великое единство мыслей, поступков и чувств. Дух целого класса, дух пролетариата образовывал это единство, чтобы благодаря ему сделаться богаче и полным духовной силы. Именно поэтому Ленин жив не только в памяти народной и тем более пребудет живым, чем больше пролетариат поймет и выполнит свою историческую задачу, которую Ленин оставил на примере своей жизни.

 

Никто не умел, как Ленин, угадать настроения рабочей массы и выразить их сжато, выпукло, хлестко. Склонность к абстрактному мышлению уживалась в нем с гениальной чуткостью по отношению к рабочей стихии. Порой на вопрос о его мнении по тому или иному делу он отвечал: «Не знаю… товарищи рабочие решат, им виднее…» Но при этом глаза его хитро улыбались и собеседник чувствовал, что Ильич про себя решил вопрос.

 

В утопии А. Богданова «Красная звезда» изображен социалистический строй на Марсе. В основу романа было положено переселение на Марс обитателя Земли, которого марсиане взяли к себе с научной целью, желая проследить, как преломятся в его сознании их порядки и нравы. Объяснив, почему переселили социал-демократа и именно большевика, автор на этом не останавливается. Он предвидит вопрос: «Раз им на Марс большевик понадобился, почему они Ильича не забрали?» И чтобы предупредить всякие недоразумения, Богданов вкладывает в уста марсианина организующего эту экспедицию, замечание: «Ленина я не решился взять, т.к. отсутствие его было бы слишком чувствительно на Земле». Как человек он был, безусловно, бесстрашен и честен, в частности, всегда готов был признать, что та или другая часть его теории не осуществилась на практике, всегда готов был сделать отсюда необходимые выводы. Это качество, быть может, самое редкое у политиков и у тех, кто имеет большое влияние на массы. Эдуард Эрио, бывший премьером Франции, отмечал, что как бы он ни был далек от ленинского учения, однако «всегда восхищался его исключительными дарованиями государственного человека, его решительностью, энергией и действительно энциклопедической образованностью. Если бы он жил, то он бы многое сделал для своей страны, ибо это человек, который умел оценивать всякое положение и находить выход из него».

 

Г.В. Плеханов не находил у Ленина ни малейшего намека на самомнение и тщеславие. Он всегда держался деловито, серьезно и вместе с тем скромно. Ленин относился с уважением к человеческим привязанностям и чувствам. Когда скончался Кропоткин, вдова и дочь умершего послали телеграмму Ленину и попросили, чтобы деятели партии анархистов, в то время сидевшие в тюрьме, присутствовали на похоронах. И Ленин под честное слово разрешил отпустить их на три дня без охраны.

 

Не вызывает сомнения, что своей славой государственного деятеля, умевшего предвидеть дальнейший ход событий, Ленин обязан отнюдь не какой-то мистической интуиции или провидению, а способности собирать и использовать факты. Он продемонстрировал эту свою способность в работе «Развитие капитализма в России». В ней Ленин бросил вызов экономической мысли своего времени, выступив с утверждением, что половина русского крестьянства была пролетаризирована, что, несмотря на владение некоторой земельной собственностью, эти крестьяне являлись, по существу, наемными рабочими с наделом. Смелая и дерзкая мысль Ленина нашла свое подтверждение в исследованиях последующих лет. Это не было одной лишь догадкой. К такому твердому выводу он пришел после тщательного изучения и отбора огромного статистического материала земств и других источников.

 

Да это подтверждается и сегодня! Разве бывшие колхозники не пролетарии? Разогнали колхозы, раздали землю, лучшую тут же скупили буржуи, понастроили на пахотных землях коттеджи, а всю неудобицу отдали уже безработным колхозникам. Они теперь ломают голову, как избавиться от привалившего счастья. Работать некому и негде и нечем, а налоги обещают такие, что только плач и стоны стоят в деревнях.

 

Успех Ленина среди самых широких пролетарско-мужицких масс, не знавших иной выучки кроме царской нагайки, обеспечили и свойства Ленинской пропаганды, и твердая уверенность в правоте дела, которое он вершил.

 

Н. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» писал: «Народ в прошлом чувствовал неправду социального строя, основанного на угнетении и эксплуатации, но он кротко и смиренно нес свою страдальческую долю. Но наступил час, когда не пожелал больше терпеть и весь строй души народной перевернулся. Это типический процесс, когда кротость и смиренность может перейти в свирепость и разъяренность. Ленин не осуществил бы план революции без переворота в душе народа. Нужно было сделать первую в мире пролетарскую революцию в крестьянской стране. И он почувствовал себя свободным от всякого марксистского доктринерства, с которым ему надоедали марксисты-меньшевики. Он провозгласил рабоче-крестьянскую революцию и рабоче-крестьянскую республику. Он решил воспользоваться крестьянством для пролетарской революции, и он успел в этом деле, столь смущавшем марксистов-доктринеров».

 

О чем писал Ленин? О том, «что капитализм должен быть разрушен и уничтожен, но на смену ему идет диктатура пролетариата и о том что «Россия – это по преимуществу страна хлебов, ржаная, деревянная, темная, нечесаная, нечеловечески угнетенная, замордованная, неграмотная, некультурная. Никогда не забывать этих особенностей и своеобразия – этому учил Ленин социалистов, действующих и борющихся в России».

 

Вот какую Россию мы потеряли – почитайте хотя бы «Подлиповцев» Решетникова. Далее А. Воронский, талантливый журналист, писал: «Ленин с удивительным чувством реализма и исключительным знанием России неутомимо вскрывал весь полубарский, кисельный и кисейный иллюзионизм и утопизм нашего в бозе почившего ныне народничества и наш рыхлый, подлый, продажный, вихляющийся «семо» и «овамо», сюсюкающий, «кисло-сладкий», торгующий собой оптом и в розницу, распивочно и навынос, бесхребетный либерализм нашел в Ленине такого беспощадного и верного оценщика, которого Россия не знала до него».

 

Нашего крестьянина Ленин никогда не размалевывал, не подкрашивал, в противовес отвлеченному народолюбчеству, но он видел в нем не только собственника, но и человека труда, столетиями несшего иго крепостников и царских опричников. Именно понимание «двух душ», живущих в крестьянине, и дало основание Ленину говорить о союзе пролетариата с крестьянством.

 

Россия у Ленина лежит на грани двух культур, двух миров, между Европой и Азией, капиталистической Европой, в судорожных попытках стремящейся превратить в сплошные колонии страны Востока, и Азией, где неудержимо властно развивается и развертывается и вширь и вглубь борьба угнетенных против цивилизованных поработителей. И мы видим сегодня, как насаждают демократию, читай – диктатуру буржуазии на Ближнем Востоке и в Африке.

 

Разве Ленин был не прав? В жизни каждого революционера бывает момент, когда все силы, мысли и чувства, всё напрягается в одном высшем могучем порыве. Для Ленина таким моментом была война. Никогда столь крепко, сильно, непоколебимо, так страстно, так пророчески не звучал его голос, как в эти страшные годы. Это был тот и в то же время другой Ленин, гигантски выросший, титан и мятежный трибун и борец до конца. И теперь-то точно известно, что его голосом говорила прежде всего «серая, шинельная, окопная Русь, изглоданная вшами, смертная, избитая, искалеченная, с искаженными чертами лица, с хрипом и хрястом костей». «Пораженчество» Ленина глубочайшими истоками питалось настроениями рабочего класса и крестьян. Чистюли, рассуждающие на мягких диванах и заграничных курортах о том, что надо было воевать до победы, наденьте тифозную шинель и садитесь в сырой окоп под газовую атаку! Каждый мнит себя стратегом, видя бой издалека.

 

Президент В.В. Путин на заседании президентского Совета по науке и культуре 21 января (в день памяти Ленина) сказал, что якобы это Ленин подложил атомную бомбу под Советский Союз. По крайней мере неосмотрительно, более того – взрывоопасно говорить так в сложной внутренней обстановке, несмотря на зашкаливающий рейтинг. В этом рейтинге, между прочим, половина голосов принадлежит советским людям, поддерживающим отнюдь не внутреннюю политику, а отдающим дань президенту за воссоздание Армии, потерянной не Советским Союзом, а в объятиях капиталистов, и за возвращение Крыма. Самое главное, что неосмотрительные высказывания первого лица государства послужили толчком к высказываниям уже совсем запредельным. Судите сами. Литератор А. Байгушев, позиционирующий себя православным националистом и стратегическим разведчиком Советского периода, высказал идею вредную и опасную в политическом отношении, что подтверждается его же собственными высказываниями, в которых логика не ночевала. Судите сами: «Пусть каждая национальность, каждая страна сама решает свои дела. У нас сейчас, скажем прямо, жизнь простого народа (всех, кроме горстки купающихся в роскоши за счет всенародного достояния шустрых олигархов и их чиновничьей обслуги) горько безрадостна. Продукты и товары широкого потребления ощутимо подорожали. Надолго ли нам хватит сил затягивать пояса? Подарим людям хоть развлечение – торжественные похороны Ленина!»

 

Как просто решить проблему затягивания поясов: стоит лишь похоронить Ленина, как предлагает Байгушев своему православному президенту. И проблема решена! Вот такой рецепт мобилизации – рецепт развала страны. Поистине зоологическая ненависть к Ленину сыграла с господином злую шутку: ура-национализм подвигнул его к опасному подстрекательству.

 

Вот что писал о Ленине другой националист – Н.В. Устрялов: «Но мало еще сказать, что он был великий исторический деятель и великий революционер. Он был кроме того глубочайшим выразителем русской стихии в ее основных чертах. Он был, несомненно, русским с головы до ног. И самый облик его – причудливая смесь Сократа с чуть косоватыми глазами и характерными скулами монгола – подлинно русский, «евразийский». Много таких лиц на Руси, в настоящем, именно «евразийском», русском народе:

 

– Ильич…

 

А стиль его речей, статей, словечек? О, тут нет ни грана французского пафоса, столь «классически революционного». Тут русский дух, тут Русью пахнет… В нем, конечно, и Разин, и Болотников, и сам Великий Петр. В грядущих монографиях наши потомки разберутся во всей этой генеалогии…»

 

Байгушев настаивает на своем рецепте решения насущных проблем: «Самым лучшим подарком всему русскому народу к предстоящим осенью непростым выборам в Государственную думу в опасный момент экономического кризиса будет перезахоронить Ленина и всех большевиков, лежащих в могилах и в стене на Красной площади. Гордиев узел на шее русского народа надо развязывать, потому что Ленин – потомок хазар-кочевников!», а значит иудей. Откуда это известно? А вот был у хазар свирепый хан Уля – от него и пошла фамилия Ульянов. Лыко в строку. А известно ли вам, Байгушев, что фамилия Ульянов происходит от народной формы крестильного имени Юлиан, а вот Байгушев – это как раз «обнищавший кочевник», а Беклемишев – ваша, как вы считаете, родовая фамилия, вообще тюркская и переводится на русский язык как «Жданов».

 

И потом, всех подряд будете перезахоранивать или кого-то оставите? Например, Юрия Гагарина и маршалов Победы?

 

Теперь понятно стало, почему пал под натиском врагов, внешних и внутренних, Советский Союз! С такими стратегическими разведчиками это совсем неудивительно.

 

Для сохранения «согласия и примирения», высокого рейтинга президента надо не Ленина хоронить, а хотя бы повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума, а то народ умрет и не с кого будет собирать налоги… Русский народ терпеливый и нетребовательный, он этому обрадуется. Только не говорите потом, что русский бунт бессмысленный и беспощадный.

 

Вот что писал Н. Бердяев об интеллигенции: «Вся ее история подготовляла коммунизм. В нее вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию, к целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость. Если остатки старой интеллигенции, не примкнувшей к большевикам, не узнали своих собственных черт в тех, против кого они восстали, то это историческая аберрация, потеря памяти от эмоциональной реакции».

 

Столица и так называемый «свет» живут отдельной от всей страны жизнью. Они не видят заросших полей, мерзость запустения в брошенных деревнях, селах и уже в городах не видят лишений и нищеты, тяготы болезней и немощь страданий. Оптимизация! Ничего не поделаешь, врачи нам не нужны, переучим их на продавцов. Ну и пусть врач профессия уникальная, требующая длительного обучения. Для богачей их хватит, для народа и так сойдет.

 

Но все это можно избыть, если люди, большинство людей, хотят добра своей стране и друг другу. Однако у нынешних властей нет чувства такта ни к великим, ни к простым людям, ни к мужчинам, ни к женщинам, ни к идеям других, например советских людей, а таких людей много не только в России, но и по всему миру, даже в чванливой Грузии, спесивой Польше, беспамятной Болгарии. И сознание этих людей не расшатывается, наоборот, оно закаляется.

 

Пусть Ленина нет, его дело – защита обездоленных и угнетенных – будет продолжаться и дальше усилиями коммунистов нашего времени.

 

 

А.А. КУТЫРЁВА, кандидат философских наук

Нижегородская обл.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.