Чеченцы из Грузии отправляются воевать в Сирию

В самолете на пути из Стамбула в Тбилиси я разговорился с бывшим сотрудником агентства ООН по делам беженцев, работавшим с чеченцами, проживающими в Панкисском ущелье.

Это ущелье, расположенное на северо-востоке Грузии, оказалось в последние годы забытым, потому что, как сказал бывший сотрудник ООН, «пророссийский режим Рамзана Кадырова в Чечне не хочет чеченцев, проживающих в ущелье, грузинское правительство не может им помочь, а России они неинтересны».

И я отправился в Панкисское ущелье, чтобы выяснить, почему многие молодые чеченцы отправляются оттуда в Сирию, чтобы сражаться на стороне повстанцев, пытающихся свергнуть президента Башара Асада.

Один из самых известных из них, Омар Шишани, является лидером группы «Джаиш аль-мухаджирин ва аль-Ансар» (в переводе с арабского «Армия эмигрантов и помощников»). Группа связана с «Аль-Каидой», и в нее входят сотни боевиков-иностранцев, многие из которых приезжают с Северного Кавказа.

Мусульманское большинство

Панкисское ущелье находится в предгорьях Кавказа, в верховьях реки Алазани, и проходит параллельно грузино-российской границе.

Там проживает, по разным данным, от 5 до 15 тысяч кистинцев – этнических чеченцев, чьи предки перебрались туда в XVI-XIX веках.

Панкисское ущелье

Мечеть в селе Дуиси была построена в годы первой чеченской войны

Живут они бедно, и для большинства семей кистинцев основным источником дохода являются пенсии, утверждает правительство Грузии.

Во время двух чеченских войн конца ХХ и начала XIX века чеченское население Панкисского ущелья увеличилось.

Ущелье стало убежищем для тех, кто хотел бежать от боев, а когда федеральный центр восстановил контроль над Чечней, боевики там стали искать защиты от федералов.

Многие из них были ультраконсервативными исламистами или салафитами, намеревавшимися создать на Северном Кавказе исламское государство.

И чем больше их становилось в ущелье, тем более популярной делалась среди молодых людей их идеология, призывающая к возвращению к политической и моральной практике первых мусульман.

Это вызвало напряженность в отношениях между этническими чеченцами, многие из которых традиционно являются суфиями.

Но Аюб Борчашвили, салафистский имам в селе Джоколо, преуменьшал разногласия, потому что они негативно влияли на племенные и семейные связи.

Салафиты, сказал он, хотели только «жить в соответствии с Кораном и Сунной».

Омар Шишани (в центре)

Омар Шишани (в центре) призывает мусульман поддержать джихад против
Башара Асада


Путешествие на юг

В прошлом многие молодые салафиты из Панкисского ущелья отправлялись воевать на север, в Чечню, либо в северокавказские республики Дагестан, Ингушетию и Кабардино-Балкарию.

Как правило, они сражались под знаменами «Имарата Кавказ», крупной исламистской группировки, которую возглавляет полевой командир чеченских сепаратистов Доку Умаров.

Однако с марта 2011 года, когда началось восстание в Сирии, все большее число чеченцев вместо борьбы за «Имарат Кавказ» направлялись на юг, чтобы помочь преимущественно суннитским повстанцам, стремящимся свергнуть президента Асада.

Умар Идигов — значительная фигура в чеченской общине Грузии — считает, что в настоящее время в боевых действиях в Сирии принимают участие около 200 чеченцев. Сам он против этого.

«Помощь угнетенным»

Борчашвили говорит, что причина этого отчасти в том, что пересекать границы на Северном Кавказе стало сейчас намного труднее, чем раньше. Кроме того, молодые чеченцы верят, что должны «помочь защитить угнетенный народ Сирии».

Доку Умаров сначала был против исхода чеченских боевиков в Сирию, заявляя, что они должны помогать «Имарату Кавказ».

Но позже он поддержал чеченцев, отправляющихся на Ближний Восток, заявив, что поток добровольцев возник потому, что «Имарат Кавказ» отказывается принимать в свои ряды молодежь.

Близкий к чеченским боевикам источник в Сирии сказал Би-би-си: «На Северном Кавказе нет таких тренировочных лагерей, как в Сирии, а также не хватает ресурсов».

«Нам стыдно, что мы отправляемся в Сирию, в то время как Кавказ все еще оккупирован, но молодые люди возвращаются туда после прохождения курса обучения. Один из моих товарищей вернулся прямо в горы после того, как прошел подготовку по [изготовлению и использованию] взрывчатых веществ», – говорит источник Би-би-си.

«В этом смысле, [«Имарату Кавказ»] выгодно, что мы прибываем сюда. В результате он получает настоящих, хорошо обученных боевиков», – добавил он.

Мурад Шишани

Арабская служба Би-би-си

ВСЕ НОВОСТИ… 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.