Умер легендарный театральный режиссер Петр Фоменко

Сегодня, в четверг 9 августа, на 81-м году жизни умер легендарный театральный режиссер Петр Наумович Фоменко, основатель и художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», сообщает телеканал «Культура» со ссылкой на режиссера Евгения Каменьковича.

«Режиссуре научиться нельзя, можно только приумножить и сохранить те качества, которые есть в человеке природно, и их оснастить арсеналом, который в жизни должен меняться все время — обогащаться или корректироваться», — говорил о своей работе сам мастер.

«Петр Наумович — это на сегодняшний день тот Атлант, который один поддерживает все более шатающееся здание нашего современного театра, из которого каждый день пытаются выгнать слово, а вместе со словом и человека», — цитирует телеканал актрису Людмилу Максакову.

Валентин Гафт рассказывал: «Петя мог бы поставить спектакль по телефонной книге, не потому что там имя, фамилия, отчество, адрес, а потому что там живые люди — больные, здоровые, влюбленные, счастливые, огорченные, самоубийцы и возвращенные в жизнь, дети, взрослые, старухи, старики. Это Петин материал. Петя знает жизнь».

Актеры за глаза называли его так же, как и он сам себя — Фома. «Знаете, у Пушкина в «Маленьких трагедиях» Сальери о себе и своей музыке говорит как о чем-то высоком, важном, сложном, трудном, и поэтому все это выходит пафосно, хотя и искренне, а Моцарт о себе говорит: ну я там что-то набросал — как-то сна не было. Просто, если не сказать уничижительно. В этой простоте, мне кажется, Петр Наумович и есть. Слова «грандиозно, глубоко-высоко» он отказывается принимать на свой счет», — рассказывала актриса театра Мадлен Джабраилова в интервью «Комсомольской правде».

Накануне своего 80-летнего юбилея Фоменко рассказал в интервью «Российской газете» о своем видении происходящего сейчас в России: «Любить — это значит порой и ненавидеть, и не терпеть чего-то дурного. В этом ведь и тайна того самого патриотизма, о котором сегодня талдычат с утра до ночи. Мы все ищем национальную идею. Чушь. Она сначала является как национальная, а потом как нацистская. Сейчас ничего страшнее нет, чем зарождающийся нацизм, в родном отечестве».

{source}
<<object width=»420″ height=»315″><param name=»movie» value=»http://www.youtube.com/v/rbd9eSeMfc4?version=3&amp;hl=ru_RU»></param><param name=»allowFullScreen» value=»true»></param><param name=»allowscriptaccess» value=»always»></param><embed src=»http://www.youtube.com/v/rbd9eSeMfc4?version=3&amp;hl=ru_RU» type=»application/x-shockwave-flash» width=»420″ height=»315″ allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true»></embed></object>
{/source}

Петр Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Сегодня, когда «Мастерская Петра Фоменко» почитается едва ли не последним пристанищем живой традиции русского психологического театра, многим трудно представить, что ее основатель взрывал все традиции и «системы». Московский мальчик предвоенной поры, любитель футбола, искатель приключений во дворах и подворотнях Якиманки, он рассказывает про войну так, что мурашки по коже. В его лице и сегодня угадывается мальчик, который, вымочив в спирте хлеб, подлавливал голубей и нес их домой маме. «Да что вы, разве в Москве голубей ели?!» В ответ — саркастический взгляд из-под бровей и неподражаемая улыбка Фауста и Мефистофеля одновременно. Воспитанный мамой в любви к театру и музыке, после школы он отправился учиться актерскому ремеслу в Школу-студию МХАТ. Откуда и был отчислен на третьем курсе, в год смерти Сталина, за хулиганство и пренебрежение к «великой школе русского театра». Прибавив к музыке филологию (вместе с дипломом филфака пединститута), он поступил на режиссуру в ГИТИС.

В Московском пединституте он познакомился в том числе с Юрием Кимом и Юрием Визбором. Именно он режиссировал популярные тогда в театральной среде первые «капустники», сообщает РБК.

В 1961 году он закончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1960-е годы Фоменко ставил спектакли в московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.

Однако проекты Фоменко в Москве закрывались по соображениям цензуры, что вынудило его уехать в провинцию. Два года мастер работал в Тбилиси, а затем переехал в Ленинград, где работал в городском Театре комедии, в 1977 году став его главным режиссером.

В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Эдуардо де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» Константина Тренева (1977) в Малом театре.

Одновременно с работой в театре Фоменко трудился на Центральном телевидении. Режиссером были созданы телеспектакли «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по Александру Пушкину (1969, 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастье» (1972) по Льву Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по Александру Пушкину. Кроме того, режиссер снял полнометражные художественные фильмы «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Почти смешная история» (1977) и «Поездки на старом автомобиле» (1985).

Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвратился в Москву и начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа.

Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжил ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 1980-1990-е годы на сценах различных театров, такие спектакли как «Плоды просвещения» Льва Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Без вины виноватые» Александра Островского (1993) и «Пиковая дама» по Александру Пушкину (1996) в театре им. Евгения Вахтангова; «Калигула» Альбера Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Фернана Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.

В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).

В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра — Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко», художественным руководителем которого стал сам мастер.

В 2000 году преподавал в Парижской консерватории, затем ставил спектакли в Comedie-Francaise (2003), а в 2005 году на чеховском фестивале в Москве был показан спектакль поставленный Фоменко на актеров труппы Comedie-Francaise «Лес» Островского.

В 2001 году Петр Фоменко выпустил свой последний курс. В 2003 году он оставил кафедру режиссуры в РАТИ и перестал преподавать.

Петром Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси (Грузия), Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

Созданные им спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского (1994, 2000), премии «Хрустальная Турандот» (1994, 1996), национальной театральной премии «Золотая Маска» (1995, 2001, 2002, 2006, 2012), премии им. Товстоногова (2001). В 2001 году Фоменко стал лауреатом премии в области культуры и искусства «Триумф».

За свое творчество Петр Фоменко был удостоен многих наград и званий. Он народный артист России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002). Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007), в 2004 году удостоен премии президента РФ.

http://www.newsru.com

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.