История самарского трамвая и троллейбуса

Павел Антонович Суткевич, основатель самарского трамвая

ДЕЛО ЖИЗНИ ПАВЛА СУТКЕВИЧА

 

«Я умираю с чистой совестью, всегда я работал только для дела, забывая часто и себя. Я служил, как велел мой долг, моя совесть…». Эти слова из предсмертной записки Павла Антоновича Суткевича, основателя самарского трамвая, написанные им в 1919 году, говорят сами за себя. На гранитной стелле его памятника, открытого на территории городского трамвайного депо в день 85-летия со дня его кончины, изображение первого трамвая и надпись: «Основатель самарского трамвая Павел Антонович Суткевич (1871-1919). Инженер с большой буквы, светлый и скромный человек». Дело всей его жизни живет и поныне. Более того, в феврале 2010 года Трамвайно-троллейбусное управление г.о. Самара отмечает знаменательную дату — 95-летие со дня своего основания.

 

Предприятие городского электрического транспорта было построено в кратчайшие сроки, несмотря на то, что шла Первая мировая война. З июня 1913 года была произведена закладка электростанции для питания трамвая, весной 1914 года начато строительство путей и других сооружений для нужд трамвая, а уже осенью этого года данная работа завершилась. Известные всем работникам ТТУ солидные строения из красного кирпича – главный корпус управления и ремонтные цеха Городского трамвайного депо – появились в эту пору. Если бы не задержка с поставкой вагонов с Коломенского завода, трамвай в Самаре мог бы начать работать в конце 1914 года. Пробный вагон прибыл с завода в ноябре 1914 года, 27 января были получены еще 4 вагона, а 9 февраля доставлена вторая партия в 4 вагона. Поэтому открыть движение первого электрического трамвая в Самаре удалось лишь 25 февраля 1915 года. Новый вид транспорта сменил на улицах нашего города конный трамвай – «конку».

 

Первоначально в трамвайном парке было только 9 вагонов, а длина путей составляла 12,8 км. К концу марта по городу курсировали уже более 20 трамваев, а на конец 1915 года парк самарских трамваев составлял 60 вагонов. Вот что писала об этом газета «Волжский день»: «Сегодня – открытие самарского городского трамвая. Сегодня Самара обогащается новым культурным предприятием огромного общественного значения. Сегодня впервые граждане Самары начнут наконец-то пользоваться дешевым и быстрым способом передвижения, правда, в очень ограниченном пока размере. Но важно начало. Сегодняшнее торжество – не только праздник городской управы и незначительной горстки лиц, получивших приглашение на официальное открытие, — это праздник культуры, праздник прогресса в Самаре. Важно то, что трамвай открыт, что все же осуществлено сложное в техническом плане предприятие и притом осуществлено в такое исключительно тяжелое время, вопреки всем трудностям, препятствиям и осложнениям, вызванным войной. Главная польза трамвая – ежедневная экономия денег и драгоценного времени обывателя. Польза эта трудно поддается учету, но она настолько велика, что трамвай становится необходимым и незаменимым условием жизни в городе. Пожелаем же нашему городскому трамваю успеха и быстрого дальнейшего развития. В добрый час!».

 

Особую гордость самарцев составляло то, что трамвай был впервые в России построен, открыт и начал уверенно работать без помощи иностранцев! Автором проекта предприятия, руководителем строительства всех производственных объектов, связанных с трамваем, а затем и первым руководителем трамвайного парка, как уже было отмечено выше, стал выдающийся русский инженер Павел Антонович Суткевич. Заслуги его перед городом велики: он не только разработал очень удачный проект строительства самарского трамвая, но и осуществил его на практике в труднейшей обстановке Первой мировой войны и даже на начальном этапе руководил только что созданным предприятием, образцово поставив дело.

 

1942 год на предприятии считается еще одной основополагающей исторической вехой. Именно тогда в тыловой Куйбышев хлынули потоки людей – рабочие эвакуированных заводов. В одночасье население нашего города увеличилось в разы. Планировался даже перенос в Куйбышев столицы со всеми учреждениями власти, и даже было оборудовано специальное помещение — бункер для вождя. И вот тогда-то, чтобы облегчить передвижение людей из центральных старых районов к вокзалу и к окраинам, где размещались заводы, городская власть решила на помощь трамваю пустить в городе троллейбус. Благо на привокзальной площади размещалась стоянка эвакуированных из Москвы 105 троллейбусов. Их привезли для хранения и последующей передачи в другие города. Но «отцы города» решили приспособить новый вид транспорта для нашего города. И в июне 1942 года началось строительство первой линии троллейбусного сообщения по маршруту «Железнодорожный вокзал — площадь Революции». Большую помощь в изготовлении арматуры для контактной сети и оборудования оказал предприятию ТТУ «Завод

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.