Таджикских мигрантов депортировали из Петербурга

Семерых граждан Таджикистана, которые были доставлены сотрудниками правоохранительных органов в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе спецоперации в Апраксином дворе, депортировали на родину.

Произошедший рейд вызвал критику правозащитников, полагающих, что права иностранных граждан были нарушены.

Нашумевший рейд на территории торгового комплекса в центре Петербурга состоялся 8 февраля. В ходе операции для проверки документов были задержаны сотни человек, среди которых граждане Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Египта и Афганистана. Однако правозащитники (среди них представители петербургского АДЦ «Мемориал», душанбинского ОО «Центр по правам человека», Международной Федерации за права человека и другие), написавшие обращение к властям Российской Федерации и Республики Таджикистан, говорят о «почти тысяче задержанных трудовых мигрантов», а также о поступившей к ним жалобе на жестокое обращение и оскорбление чувств верующих.

«Прямо во время пятничного богослужения молящихся всех без разбора выволакивали из мечети, избивали, применяли физическое и психологическое насилие», — пишут они в своем обращении.

«Масштабность и бесцеремонность этой операции превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Отовсюду сейчас слышишь о защите чувств верующих, а само государство не стесняется открыто их игнорировать, — обратилась к СМИ юрист АДЦ «Мемориал» Анна Удьярова. — Особый цинизм заключается в том, что рейд прошел в тот день, когда между Россией и Таджикистаном было подписано соглашение об улучшении положения трудовых мигрантов».

«Депортированы не просто нарушители»

В петербургских правоохранительных органах факт применения насилия отрицают. Отрицают также информацию о том, сколько человек было задержано и когда.

«Насколько мне известно, мероприятия начались после завершения молебна, — сообщил корреспонденту Би-би-си Дмитрий Кочетков, руководитель пресс-службы Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. — Мне ничего не известно про применение сотрудниками ФСБ физической силы, про избиения и прочее. Там снимали не только мы, но и канал НТВ, «удачно» там оказавшийся. И если бы подобные действия имели место, независимые журналисты точно об этом бы рассказали».

Он также пояснил, что говорить о задержании в Апраксином дворе почти тысячи трудовых мигрантов – некорректно.

«Несколько сот человек — точнее сказать не могу, потому что мероприятия проводились сотрудниками полиции — действительно были препровождены в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для проверки документов, — сказал он. — Насколько мне известно, по состоянию на вечер пятницы (я ссылаюсь на полицию и на следственный комитет) – в центр «Э» были доставлены порядка 250 человек, в следственный комитет – порядка 20. Получил процессуальный статус задержанного один человек, которому предъявлено обвинение в рамках возбужденного уголовного дела (уроженца Кабардино-Балкарии Мурата Сарбашева обвиняют в размещении в Интернете литературы и видеороликов экстремистского содержания – прим. авт.). Плюс иностранцы, которые впоследствии были депортированы».

По линии ФСБ в Таджикистан из Петербурга были депортированы семеро задержанных. Информированный о ситуации источник Би-би-си сообщил, что в настоящее время в петербургском Центре содержания иностранных граждан ожидает депортации еще один гражданин этой страны, у которого на момент задержания оказался просрочен паспорт. Не исключается возможность применения аналогичных мер и к ряду других фигурантов возбужденного уголовного дела.

«Мы не воюем с исламом»

Тем временем в Апраксином дворе вновь воцарился прежний «порядок». В молельный зал, о существовании которого абсолютное большинство петербуржцев даже и не подозревало до этой громкой истории, вновь ходят верующие, лишь имама нет: он самостоятельно покинул Петербург, хотя как раз руководство молельной комнаты в участии в экстремистской организации никто и не обвинял). Кто-то считает помещение оскверненным, обсуждаются возможности переезда.

«Мы не воюем с исламом – религией, которую исповедуют много миллионов наших сограждан, которая существует на территории нашей страны сотни лет, и представители которой мирно жили и с православными, и с другими конфессиями, и с атеистами, — заверили в Управлении ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. — Наша цель – это совершенно конкретные, известные нам радикальные организации, цель которых – создание на территории РФ, на отдельных ее участках, государственных образований, так называемых халифатов, отрицающих светскую власть и живущих по законам шариата. И которые идут к этой цели, используя противоправные методы, в том числе террористические, деятельность которых направлена вопреки закону».

После произошедшего у многих появились вопросы, отчего столь опасные люди не были привлечены к уголовной ответственности, а всего лишь отделались депортацией. На это наш источник сообщил, что в тех ситуациях, где члены ячейки совершили столько противоправных действий, что их можно было посадить за решетку, это было сделано. Там, где это не получалось – их депортировали: дожидаться, пока каждый из них «сделает» себе состав преступления, было слишком большим риском для города.

http://www.bbc.co.uk

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.