Стволы — на землю

В этом году в Самаре спилят более пяти тысяч аварийных деревьев

Чтобы убрать гнилые деревья, управляющим компаниям и ТСЖ требуется помощь города: спилить дерево высотой около 20 метров стоит 5-6 тысяч рублей

 

Зри в корень

Коммунальщики еще весной начали очищать Самару от сухостоя. В департаменте благоустройства и экологии мэрии пояснили, что в городе уже спилили более двух тысяч деревьев. План до конца года — свыше пяти тысяч трухлявых стволов, в том числе почти 2,5 тыс. на территории 154 образовательных учреждений: школ, детсадов, центров допобразования. В целом городская «страда» обойдется бюджету в 30,5 млн рублей.Между тем зеленых насаждений в городе и без того катастрофически не хватает. Вырубка деревьев, которые часто с виду совсем не похожи на сухие (дерево признается аварийным на основании дендрологической экспертизы), у многих горожан вызывает недоумение. А надо ли вообще спиливать эти деревья, если даже в управлении МЧС по Самарской области статистика происшествий и случаев с пострадавшими от падения деревьев не ведется из-за их единичности? Впрочем, скептикам можно напомнить о трагедии во дворе дома №461 по проспекту Карла Маркса, где под обломками дерева осенью прошлого года погибла 11-летняя Алия Галимова. Для защитников природы тоже есть аргумент: взамен старых деревьев еще весной посадили больше пяти тысяч новых, в том числе около тысячи плодово-ягодных — вишен, яблонь и груш. Однако во многих дворах почерневшие старые деревья нередко задерживаются на несколько лет, своим видом вселяя ужас в жителей. По мнению руководителя департамента благоустройства и экологии Евгения Реймера , корень проблемы в том, что управляющие компании зачастую игнорируют свои обязанности по содержанию зеленых насаждений, объясняя свое бездействие тем, что земельные участки многоквартирных жилых домов не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, следовательно, не являются частью общего имущества собственников. Позиция мэрии однозначна: если деревья находятся на придомовой территории, то и следить за ними обязаны управдомы. В пользу этого говорят и законодательные акты. Но многие управляющие организации продолжают упорствовать, за что наказываются рублем. В гордепартаменте благоустройства сообщили, что с начала года по решению суда с них взыскано почти 800 тыс. руб. в пользу самарцев, чьи автомобили пострадали от падения деревьев.

 

 

Куда дерево повалилось

Управляющие компании зачастую не согласны ни с претензиями жителей, ни с требованиями властей, ни с судебными прецедентами. По мнению директора ПЖРТ Промышленного района Анатолия Штейнберга, если домовой участок юридически не принадлежит жителям, то деревья фактически являются собственностью города, а значит, затраты на содержание имущества, находящегося на муниципальной земле, должен нести муниципалитет. «Минприроды Самарской области оштрафовало нашу компанию на 20 тысяч рублей за то, что мы без разрешения спилили накренившееся дерево, — отметил Штейнберг. — Действительно, в городе существует определенный порядок уборки аварийных деревьев: заявка отправляется в территориальные органы администрации, решение о сносе принимает специальная комиссия. Однако иной раз ждать этого решения приходится долго, и мы вынуждены самостоятельно принимать меры, чтобы никто не пострадал. Но инициатива, как известно, наказуема. Мы уже не один месяц ждем ответных действий города на нашу заявку об уборке 1 279 аварийных деревьев, находящихся во дворах жилых домов, которые обслуживает наша компания». В товариществах собственников жилья ситуация тоже разная. Например, председатель ТСЖ «Алабинское» Леонид Калачев без особых сложностей решает проблемы аварийных деревьев с коммунальными службами города. А вот председатель ТСЖ «Февраль» Ирина Кожухова (проспект Ленина, 8) уже несколько месяцев добивается от города, чтобы огромный ветхий тополь, нависающий над дорожкой в их дворе, наконец спилили. «Нам предлагают самим убрать это огромное дерево высотой 30 м, мол, вы ТСЖ, вот и решайте проблемы собственными силами. Чтобы его снести, нужно около 30 тысяч рублей, между тем как в месяц на текущий ремонт дома мы собираем 19 тысяч. То есть это почти неподъемно для нас».

Виктор Часовских, руководитель ресурсного центра поддержки развития местного самоуправления:

— В Самаре около 80% земельных участков жилых домов действительно не учтены в государственном кадастре, а значит, принадлежат муниципалитету. При этом между городом и управляющей компанией заключены договоры на обслуживание этих территорий, поэтому ответственность за их содержание несут управдомы. Этим и объясняются решения суда в пользу жителей. Однако уборкой опасных насаждений занимается специализированное предприятие, с которым город заключает соглашение. Расходы же обслуживающей организации на утилизацию старых деревьев должны компенсироваться из городского бюджета.

Минахмет Халиуллов, гендиректор ООО «Приволжский ПЖРТ»: — Осенью прошлого года по решению гордумы в бюджете 2012 года предусмотрены около 30 млн рублей на уборку ветхих деревьев во дворах, вблизи школ и детсадов. В этом году средства направлены по назначению. Специалисты МП «Спецремстройзеленхоз» спиливают деревья в разных районах города по адресному списку, сформированному депутатами совместно с жителями и управляющими компаниями. К примеру, из заявленных нашей компанией 160 адресов — в 80 местах опасных деревьев уже нет. Думаю, правильно, что траты несут не люди, а город. Статей расходов по содержанию дома у собственников и без того хватает.

Многие жители областной столицы обеспокоены ветхими деревьями по соседству со своими домами. Аномальная жара может спровоцировать ливни и шквалистый ветер, а значит, вероятность падения сухостоя возрастает. Невзирая на то что городская администрация работает на опережение, то есть спиливает аварийные деревья, выделяя на это бюджетные средства, они продолжают досаждать — как управляющим компаниям, так и горожанам.

 

Волжская Коммуна

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.